Первый не значит чемпион

7992

Выход на казахстанский рынок по-серьезному обойдется интернет-ретейлерам в $60 млн

фото из личного архива

E-commerce – очень молодая отрасль. И это касается не только Казахстана. Даже в США с их развитой инфраструктурой менее 10% товаров продается сегодня через Интернет. Насколько крупным игрокам, таким как онлайновый торговый центр «Викимарт», интересен казахстанский рынок e-commerce, оборот которого по итогам 2011 года составил $230–240 млн (в 2010 году оборот достиг $200 млн), а ежегодный прирост – 15–20%? Какие инвестиции потребуются и какую нужно выбрать бизнес-модель для того, чтобы создать серьезный бизнес на казахстанском рынке? Об этом Forbes Kazakhstan рассказал Камиль Курмакаев, совладелец компании «Викимарт».

– Насколько вам интересен казахстанский рынок электронной коммерции?

– Казахстанский рынок e-commerce нам, конечно, интересен, но в перспективе. И выйдем мы сюда не ранее, чем через два-три года, возможно, позже. И тому есть несколько причин. Первую причину мы связываем с недостаточным развитием интернет-инфраструктуры, скорость и качество услуг по доступу в Интернет неудовлетворительные. В итоге это тормозит развитие местного контента, например локальных социальных сетей и развлекательных ресурсов. Во-вторых, в стране есть свои культурные особенности. В данном случае я рассуждаю больше субъективно, потому что родился и вырос в Казахстане, моя семья живет в Алматы. По нашим наблюдениям, люди в Центральной Азии предпочитают ходить на базар, чтобы пообщаться и получить удовольствие от процесса покупок. И поэтому такой механистичный способ покупок, как заказ товаров через Интернет, конечно, будет развиваться, но не так быстро.

– При условии, что через два-три года вы выйдете на рынок, как это будет происходить?

– Мы будем выходить – если будем – также ретейл-агрегатором. Не исключено, что в Казахстане запустим собственный ретейл на небольшую часть ассортимента, аналогично тому, как мы это сделали в Москве. В любом случае это будет гибридная модель, разработанная специально под Казахстан.

Особенность бизнес-модели агрегатора «Викимарт» в сильной привязанности к устройству местной логистической и ретейл-инфраструктуры. На российском рынке мы пришли к тому, что надо ориентироваться не на мелкий бизнес, потому что он слаборазвит и низкого качества, а на средний и отчасти крупный бизнес ретейлеров. В Казахстане, по моим ощущениям, уровень развития малого бизнеса и готовность людей им заниматься выше, чем в РФ. И в этом смысле ваша страна существенно ближе к рынкам Латинской Америки или Турции, чем России. И поэтому бизнес-модель, которую мы планируем использовать в РК, будет ближе к тем странам. Например, бизнес-модель ретейл-агрегатора в Турции заточена под более мелкого торговца, и услуги, которые мы ему предоставляем, стандартизированы и предполагают меньшую степень интеграции ИТ-систем и складских операций. Полагаю, что и в вашей стране мы будем подстраивать бизнес-модель под реальный ретейл, который сложится к тому моменту в Казахстане.

Выход на казахстанский рынок  по-серьезному обойдется интернет-ретейлерам в $60 млн

– Сколько нужно инвестиций, чтобы выходить на рынок Казахстана серьезно (склады, штат, реклама)? Сколько вы сами готовы вложить при выходе на наш рынок?

– Выход на казахстанский рынок по-серьезному обойдется интернет-ретейлерам в $60 млн. Это не единовременная инвестиция, как того требует, например, строительство завода. В электронной коммерции инвестиции растянуты во времени. Если говорить о стартовых инвестициях, то $3–5 млн вполне достаточно. Строительство складов и налаживание первых операций потребуют до $10 млн. Но если мы говорим о развитии серьезного игрока e-commerce в Казахстане или о выходе российского игрока на рынок, то за три-пять лет надо вложить несколько десятков миллионов долларов.

– Если Ozon выстроит логистику, можно ли ожидать наплыва российских онлайн-ретейлеров в Казахстан?

справка

«Викимарт» – это онлайновый торговый центр, где сотни магазинов ежедневно продают свои товары тысячам покупателей. Всего на сайте wikimart.ru на 18 февраля 2012 года представлено 2 024 711 товаров от 3668 магазинов, которые предлагают товары из десятков стран в более чем 20 основных товарных категориях. Оборот компании составляет более $7 млн в месяц.

– Что, скорее всего, начнет происходить и что многие российские ретейлеры всерьез рассматривают, так это выход в связи с Таможенным союзом на казахстанский рынок ретейлеров, которые захотят использовать близость и инфраструктуру Китая, чтобы импортировать и продавать на российском рынке китайский товар. Это связано с тем, что российский рынок большой и товарные потоки в основном идут через Москву, что по многим причинам не очень удобно. Чтобы этого избежать, многие ретейлеры рассматривают возможность развития логистической базы в Казахстане. Остается только урегулировать этот вопрос на уровне подзаконных актов в соглашении ТС.

Что такое сегодня электронная коммерция в России? Это очень молодой и несформировавшийся рынок. Игроков в российском e-commerce федерального масштаба единицы, и подавляющее большинство сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. И столица по-прежнему во всем обороте e-commerce РФ составляет 60–70%. Поэтому в ближайшие годы будет происходить освоение московскими и питерскими игроками e-сommerce менее крупных городов, в первую очередь российских городов-миллионников. И это займет какое-то время.

Возможно, кто-то из них и вый­дет на казахстанский рынок. Но ситуация на рынке еще не созрела для того, чтобы осуществлять активные действия для выхода, вкладываться в логистическую базу и рекламу на местном рынке, приучать казахстанского пользователя к тому, что электронная коммерция – это удобно.

– Во сколько вы можете оценить выход Ozon?

– Насколько мне известно, выход Ozon в Казахстан больше носит представительскую функцию и служит неким сигналом для рынка. Я не вижу никаких признаков того, что Ozon всерьез инвестирует, пока это незначительные деньги по меркам Ozon. Со стороны онлайн-мегамаркета это больше символический ход, нежели серьезный план, по которому продажи в Казахстане будут занимать существенную долю в обороте компании.

Вопрос успеха или неудачи будет определяться  тем, кто в лучшей степени смог понять особенности ведения бизнеса в Казахстане

У Ozon есть план развить свой аналог «Викимарта» в Москве. И этому плану уже несколько лет. На сегодняшний день на Ozon нет магазинов, которые бы продавали свои товары посредством его площадки хотя бы в Москве. Бизнес, который строит «Викимарт», это бизнес торговой площадки, у Ozon – бизнес магазина. Это бизнесы смежные и дополняют друг друга, но они разные. И для того, чтобы построить аналог «Викимарта», онлайн-мегамаркету надо вложить серьезные инвестиции.

– Насколько важно, кто будет первым? То есть если Ozon почувствует здесь огромный потенциал и начнет масштабно работать, то не получится ли так, что для следующих игроков порог вложений окажется уже намного выше?

– Мы не верим в это. Например, автомобили под брендом Mercedes-Benz были созданы на 40 лет раньше, чем автомобили марки BMW. Но сегодня это не мешает людям выбрать тот автомобиль, который им нравится. Рынок e-commerce развивающийся, и на нем много ниш. Кроме того, мы говорим о ретейле, а это очень разнообразная отрасль с множеством товарных категорий и покупательских сегментов. Поэтому я уверен, что вопрос успеха или неудачи будет определяться не тем, кто первым вышел на рынок, а кто в лучшей степени смог понять особенности ведения бизнеса в Казахстане. В первую очередь я имею в виду не умение общаться и взаимодействовать с чиновниками, а понимание поведения казахстанского покупателя, особенностей местного ретейла.

Кроме того, сегодня на рынке e-commerce мы испытываем мощнейший кадровый дефицит даже в Москве с ее развитой инфраструктурой вузов. В Казахстане формировать команду будет очень непросто, а e-commerce – это бизнес, который держится на людях. Если в традиционном бизнесе большое значение имеет наличие современного оборудования, а персонал играет подчиненную роль, в e-commerce все «оборудование» сосредоточено в головах. Поэтому процесс формирования команды сверхважен и сверхсложен на развивающихся рынках. В итоге все сводится к следующему: кто первый – тот не чемпион.

Photodisc RF/FOTOBANK.RU

– Сейчас в РК нет игроков республиканского масштаба и даже игроков, которые занимали бы какое-то ощутимое место в Алматы или Астане. Судя по всему, вряд ли кто-то из российских ретейлеров серьезно зайдет на рынок в ближайшие два-три года: они будут заняты освоением непосредственно российского рынка – городов-миллионников. Если кто-то из казахстанских компаний построит за это время серьезную онлайн-площадку, то «Викимарт» станет рассматривать вариант ее покупки, что было бы предпочтительнее, чем начинать с нуля?

– Это очень зависит от команды. В России немного команд, за которыми стоят реальные компетенции, и поэтому их имеет смысл покупать. Если местный игрок решит построить серьезный бизнес, у него будет хорошая команда, выстроенные бизнес-процессы с акцентом на покупателя и т.д., то, конечно, мы были бы заинтересованы в его покупке, поскольку это ускорило бы выход и помогло адаптироваться. Казахстан это не Индонезия, не Вьетнам или Южная Африка. У нас есть понимание, что это за страна, как здесь можно построить успешный бизнес, другое дело, что произойдет это не сразу. Но мы верим в свои силы, и поэтому, если не будет возможности кого-то купить, будем начинать с нуля. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить