Музыкальная студия в кармане
Казахстанка Зарина Маутай в 18 лет уехала покорять Америку, где ей пришлось работать по ночам в супермаркете, сниматься в массовке кино, трудиться официанткой, чтобы получить образование в UC Berkeley и спустя девять лет после приезда в Силиконовую долину совместно с создателем легендарных аудиопродуктов Полом Найринком основать стартап, который обещает изменить музыкальную индустрию
Уроженка Астаны, когда-то выпускница лингвистической гимназии, Зарина Маутай с усилием подбирает русские слова, бойко перечисляя технические термины лаконичными американскими аббревиатурами. «Русский язык мне есть с кем практиковать. С казахским сложнее – стараюсь слушать народные песни, чтобы освежать в памяти словарный запас, – говорит Зарина. За 10 лет жизни в США на родине она побывала всего дважды, но часто повторяет, как мечтает вернуться: – Казахстан полон возможностей, в стране существует столько сфер, которым можно дать развитие».
Мы сидим в излюбленном кафе Зарины в Сан-Франциско, на пересечении многолюдных улиц Грант и Гири. В шесть вечера уже темно, но прохладный воздух, яркое освещение и импровизация уличных музыкантов прогоняют сон даже после тяжелого рабочего дня. В 20 минутах ходьбы – офис Google, а совсем неподалеку находится рабочее пространство Rejamm, буквально в одном квартале от которого живет сама девушка-стартапер.
Голливудские приключения
Зарина сразу располагает к себе – активная жестикуляция, открытая улыбка, звонкий смех. По личному признанию, ей, некогда стеснительной девушке, помог раскрепоститься опыт актерства. «Приехав в США по студенческой программе Workand Travel, я сначала поселилась в Лос-Анджелесе. Днем работала в хостеле, где и проживала бесплатно, а по ночам раскладывала товар в гипермаркете Target. При этом умудрялась ходить на кастинги, снималась в основном в массовке. Мне не было 21 года, и я не могла работать, скажем, в ресторане, потому что нельзя было продавать алкоголь. В Голливуде не так много занятий, поэтому пыталась зарабатывать в киноиндустрии. Дважды меня брали на роли относительно переднего плана. В фильме с Хилари Суонк «Писатели свободы» сыграла студентку, за что мне заплатили $250 – тогда большие для меня деньги. В документальной картине «Свидание, за которое стоит умереть» я сыграла убийцу, которая в реальной жизни на тот момент сидела в тюрьме. Позже она вышла на свободу, и я опасалась, что меня найдут!» – смеется Маутай.
Были курьезные случаи – например, упорство Зарины привело ее на пробы «Девушек мечты», хотя в фильм с участием Бейонсе требовались только афроамериканки. «Будучи смуглой, недолго думая пришла на кастинг, – рассказывает Зарина, – но темнокожий исполин охранник меня не впустил со словами: «Если ты черная, то я азиат!».
Переехав в Сан-Франциско, Зарина целый год посещала курсы актерского мастерства. Конечно, она не собиралась связывать свою жизнь с искусством, но эти занятия здорово помогли ей раскрыться как личности, легко коммуницировать с людьми.
Зарина шутит по поводу вина в кафе, которое вначале оказалось ей не по вкусу: «Оно становится лучше. Значит, вино начинает действовать!».
Обещание
«Мама не хотела отпускать меня в Америку до последнего. Тогда я пообещала, что заработаю денег и верну все, что она вложит в мою поездку. Но с работой у меня в то лето не складывалось, и я не собрала достаточно средств. Маме были неважны мои деньги, но мне было стыдно возвращаться домой с пустыми руками. Я осталась, поступила в университет на дистанционную форму обучения и продолжала работать. Это был 2005 год», – вспоминает Зарина.
Так вышло, что дома вчерашней школьнице удалось побывать лишь спустя четыре года. По возвращении в Штаты она лишилась места в ресторане и на полгода осталась без постоянного заработка. Тем не менее продолжала учиться, получила MBA, самостоятельно освоила португальский язык. Правда, влезла в долги.
«Это был тяжелый период», – признается Маутай.
Встреча
Именно в этот момент случилась судьбоносная встреча с нынешним партнером, сооснователем Rejamm Полом Найринком. «Мы оба стояли у входа в переполненный бар и ожидали столика, – вспоминает Зарина. – Разговорились – Пол был удивлен моим происхождением, знанием языков, я призналась, что активно ищу работу. Он предложил мне работать на полставке, сказал, что нужно систематизировать клиентскую базу: «Посмотрим, что ты сможешь сделать». Тем случайным знакомым оказался Найринк, создатель легендарных аудиопрограмм для профессиональных музыкантов, в числе которых TL Space Convolution Reverb, Digidesign D-Show, Focusrite D2, Digidesign Mbox, Orban Digital Optimod 8200. Позже он основал собственную компанию Neyrinck, к команде которой и примкнула Зарина.
Первое время она занималась преимущественно тем, что отвечала на звонки и приносила кофе, но со временем Найринк начал ставить перед ней более серьезные задачи. «Пол говорил, что я быстро схватываю, и вверял все новые обязанности». Уже через два года работы Зарина помогала ему создавать приложение для iPad – V-Control PRO, которое стало ярчайшим продуктом в линейке Neyrinck. Приложение решает задачу дистанционного управления мультимедийными программами. «Дизайн был полностью на мне. Затем мы переделали его и под Android, тогда я научилась еще и «кодить»: HTML, CSS и Java Script», – рассказывает Зарина.
Neyrinck, по ее словам, это не стартап, а состоявшаяся компания, сфера деятельности которой была нишевой. «Мы делали очень специфические продукты для профессиональных аудиоинженеров. До моего прихода в компании занимались тем, что лицензировали технологии Dolby, чтобы звукорежиссеры могли предоставлять свои программы для телевизионного вещания, делали аудиоплагины. При мне ребята впервые стали создавать приложения, многие процессы были автоматизированы. Я находила аутсорсеров, проводила переговоры, все последующие сотрудники были наняты мной. Так я стала правой рукой Пола, многому у него научилась. Бесконечно ему благодарна», – признается собеседница.
Rejamm
«Я росла в фирме, пока мы с Полом не решили сделать стартап, ориентированный уже на массового потребителя. Имея за плечами 20-летний опыт работы с лучшими аудиоспециалистами мира, он всегда хотел построить некую платформу, где любой человек мог бы находить сторонников, создавать музыку сообща и делиться ею», – поясняет Зарина. Так полтора года назад родился Rejamm.
«Найринк – невероятный человек. Он девелопер, программист, архитектор систем, музыкант-самоучка. Я работаю над бизнес-стороной проекта, изучаю опыт наших пользователей и развиваю интерфейс. Пол ранее создавал очень сложные комплексные продукты для профессионалов, поэтому в нашем стартапе моя основная задача – упрощать. Отсутствие музыкального бэкграунда мне в этом только на руку, – считает Зарина. – Пол – мой ментор, я советуюсь с ним по поводу самых разных жизненных ситуаций. Когда работаешь в стартапе, команда – это семья».
Помимо Маутай и Найринка в команде Rejamm трудятся два программиста-кодера, один бизнес-стратег, еще один сотрудник на полставке работает над контентом.
Rejamm позволяет не только сочинять музыку, в нем присутствует социальный аспект. «Представьте себе музыкальный Instagram. Люди публикуют свой контент, который можно «лайкать», комментировать, которым можно делиться. Но главное отличие от прочих аудиоприложений – возможность музыкального сотрудничества. Допустим, я певица, записала песню, опубликовала в своем Rejamm, а незнакомому музыканту, скажем гитаристу, трек понравился, тот записывает ее в своей Rejamm-студии, добавив гитару.
Кто-то вносит партию на барабанах или клавишных. Не имея собственной группы и дополнительных навыков, можно легко находить единомышленников и творить!» – не скрывает воодушевления стартапер.
Музыкальный Instagram
Зарина вручает мне свой iPhone с открытым Rejamm, я сразу попадаю в студию, выбираю инструмент – синтезатор. Скорость восприятия клавиш и воспроизведения звука отличная, вспоминаю уроки фортепиано и на несколько минут забываю, что держу в руках чужой телефон. Есть возможность записать игру на реальном пианино или гитаре, существуют и готовые музыкальные шаблоны, которые можно самостоятельно «миксовать». Захожу в профиль аккаунта, здесь есть подписки и подписчики, новостная лента. Нажимаю на кнопку Explore, открываю для себя музыкальные произведения, записанные всеми пользователями Rejamm.
Складывается впечатление, что некоторые из них – профессиональные музыканты. Захожу в профиль понравившейся вокалистки из Японии, прослушиваю несколько песен, последние записаны под аккомпанемент гитары, нахожу в подписках гитариста, проживающего на Филиппинах, обнаруживаю, что он еще и поет. Приложение затягивает, сравнение с Instagram звучит убедительнее, особенно трогают живые выступления, присутствует элемент близости, чего не хватает в традиционных студийных записях.
«Начинающие музыканты могут найти свою аудиторию благодаря лайкам, прослушиваниям, обсуждениям. Наиболее сжатое определение Rejamm – социальная платформа по музыкальным интересам, в которой можно создавать произведения», – резюмирует Зарина.
По мнению создателей Rejamm, прямого конкурента у них нет. Хотя в целом в музыкальном направлении проектов много. Технологии настолько развиты, что возможности работы с музыкой безграничны. Rejamm – бесплатное приложение на App Store. Для Android его пока нет. Зарина сетует: «Операционная система Android установлена на самых разных телефонах, и за счет их различий при записи звука встроенных инструментов в приложении почти всегда ощущается запаздывание. Последний смартфон от Samsung более или менее подходит, но разнообразие аппаратов делает задачу создания действительно качественного продукта для всех устройств с Android трудновыполнимой».
Будущее
Идея Rejamm появилась лишь полтора года назад. Авторы сознательно не делают никакой рекламы. «Мы пока на стадии доработки второй версии продукта, – поясняет Зарина. – Хотим создать нечто, чем могли бы быть на 100% довольны. Тем не менее, к нашему восторгу, с июля 2014 года более 6000 пользователей во всем мире установили Rejamm, и это число стремительно растет каждый день. Что особенно приятно, так это то, что люди очень активно используют приложение. За полгода они записали уже около 12 тысяч песен и даже создали ряд групп. Летом Rejamm ждет масштабное обновление. Само собой, это только начало. Например, у Sound Cloud, которое оценивают в более чем $700 млн, ежемесячно около 200 млн активных пользователей».
Компания создавалась на личные средства основателей, но команда Rejamm планирует привлекать капитал. В ближайшем будущем они открывают раунд на $1 млн, несколько инвесторов уже выступили с предложениями, ведутся переговоры. «Мне бы лично очень хотелось, чтобы в Rejamm вложились казахстанские инвесторы. С некоторыми я уже встречалась, например, на Tech Crunch, но мы еще не закончили обсуждение», – говорит Зарина.
Революция в музыкальной индустрии?
«Люди не осознают, что имеют в кармане переносную музыкальную студию: у тебя есть микрофон, наушники и ты можешь делать записи. Это очень удобно для музыканта, которого может посетить вдохновение где угодно – в дороге, в путешествии. Ему не нужно бежать в студию, он может записать мелодию на телефон, – уверяет собеседница. – Устройство музыкальной индустрии не менялось с начала XX века. Притом что изменений в мире музыки с тех пор произошло множество. Как и 100 лет назад, если ты хочешь добиться чего-то, то должен искать продюсера и присоединиться к крупному лейблу, который будет забирать у тебя большой процент от доходов. Однако былых расходов эти лейблы уже не несут: не пишутся пластинки, аудиокассеты, продажа CD-дисков сегодня не имеет того значения, что 15 лет назад. Возможно, через пару лет будущий обладатель Grammy запишет свой первый хит на Rejamm, как Джастин Бибер, ставший знаменитостью благодаря YouTube».