На что Казахстан тратил деньги Нацфонда в течение 15 лет
При цене на нефть ниже $30 средств Нацфонда хватит лишь на пять лет
«Мы не знаем, каким будет следующий год, 2017-й и 2018-й. Поэтому моя позиция принципиальна – использование средств (Национального фонда. – F) на текущие расходы должно быть прекращено. Единственный механизм участия фонда – это ежегодный фиксированный трансферт… в республиканский бюджет. Слава богу, что эти деньги есть, что мы можем это делать. Поручаю правительству разработать новую концепцию формирования использования средств Национального фонда в условиях новой глобальной реальности», – цитировала главу государства в конце ноября 2015«Казахстанская правда».
Девальвация спасла нефтяников, но не Нацфонд
Падение стоимости нефти привело к четырехкратному сокращению поступлений в ... →
Forbes Kazakhstan решил выяснить, как использовались средства Нацфонда за период его существования, и попытаться спрогнозировать изменение объема его активов в среднесрочной перспективе 2016–2020. Тем более, что этот вопрос встал особенно остро в связи с падением цен на нефть, ведь нефтяные доходы являются основным источником пополнения фонда.
Для того, чтобы составить прогноз, мы проанализировали всю отчетность Национального фонда, которая публикуется на сайтах Министерства финансов и Республиканского центра правовой информации Министерства юстиции. В результате получилось: при позитивном сценарии, если среднегодовая цена на нефть составит в 2020 $75,3 за баррель, активы фонда будущих поколений могут сократиться примерно до $56,1 млрд. В случае базового сценария, по которому цена достигнет $65,3, активы снизятся до $41,1 млрд. А если все пойдет совсем плохо, и стоимость черного золота будет держаться ниже $30, то Нацфонд через пять лет вовсе перестанет существовать. Однако давайте по порядку…
МВФ: Казахстан не оставляет доходы от нефти будущим поколениям
В пятницу, 23 октября, в Алматы замдиректора департамента стран Ближнего Во... →
Спаситель госкомпаний
На основе собранных данных мы рассмотрели cash-flow (движение денежных средств) Нацфонда с 2001. Интересно, что из-за значительной волатильности курса тенге расчеты этого показателя в долларах у Министерства финансов и Нацбанка сильно разнятся. Это наглядно можно увидеть, если сравнить информацию финансовой отчетности Нацфонда с оперативными данными, которые публикует Национальный банк на своем сайте. Порой расхождения доходят до… нескольких миллиардов долларов.
Объясняется данный казус следующим. Отчетность Национального фонда составляется на конец года в тенге, однако часть активов держится в иностранной валюте. А если курс в течение года сильно колебался, то и расходы в валютном выражении существенно разнятся. Все это вносит определенную путаницу. Например, в 2014 из фонда в казну была изъята сумма в размере 1 480 млрд тенге. По курсу на начало года эта сумма составила $9,6 млрд, а на конец – $8,1 млрд. Соответственно, свести cash-flow в долларах несколько затруднительно.
Поэтому, хотя пересчет в долларах производился на конец того или иного года, в итоговых цифрах могут присутствовать небольшие неточности. Тем не менее можно констатировать астрономическую сумму общих поступлений в Нацфонд с 2001 по ноябрь 2015 – 27,6 трлн тенге, или $147,5 млрд! Именно таковым гипотетически мог быть объем Нацфонда при условии, если бы государственные мужи неуклонно соблюдали принцип сохранять средства для будущих поколений.
Берик Отемурат рассказал о своем увольнении из структуры Нацбанка
Бывший глава АО «Национальная инвестиционная корпорация Национального Банка... →
Вместо этого на текущий момент, согласно данным Нацбанка, активы фонда составляют $64,2 млрд. Соответственно, несложно подсчитать, что за весь период существования из него было потрачено $83,3 млрд. Для сравнения: ВВП Казахстана по итогам 2014 года составил около $227 млрд.
Мы разделили все расходы средств Нацфонда на следующие четыре основные категории.
1. Самой большой их статьей являются гарантированные трансферты в республиканский бюджет. За неполные 15 лет существования из фонда было потрачено 9,9 трлн тенге, или более $60,2 млрд. Причем основные расходы пошли с 2007, хотя первый трансферт в казну был осуществлен еще в далеком 2001, когда из Нацфонда было изъято 7,5 млрд тенге ($50 млн). Однако после ипотечного кризиса в США, который перерос в глобальный, республиканский бюджет крепко подсел на нефтедоллары – ежегодно из него изымалось в среднем по $6,7 млрд в год. Если говорить без обиняков, эти деньги уходили на финансирование скрытого дефицита бюджета. Или сверхвысоких расходов государственных органов - кому как нравится.
2. Далее по величине идут расходы на покупку облигаций государственных холдингов (преимущественно ФНБ «Самрук-Казына», но в списке также значатся НУХ «Байтерек» и «КазАгро») – 2,5 трлн тенге, или около $13,9 млрд. Бумаги эти оседают в инвестиционном портфеле фонда, то есть формально это не расходы. Однако на сегодня данные «инвестиции» обесценились уже на 82 %.
Помогла ли Казахстану резкая девальвация тенге?
Свой ответ на этот вопрос предлагает читателям Forbes.kz финансист Мурат Те... →
К примеру, с 2009 по 2014 включительно Нацфонд приобрел ценных бумаг госхолдингов на сумму $11,2 млрд. При этом, как говорится в отчете за 2014, их оценочная стоимость нынче составляет $2,028 млрд, то есть ниже номинала в пять раз. Невзирая на это, менеджмент Нацбанка в 2015 принял решение о приобретении за счет средств фонда очередных облигаций «Самрук-Казыны» на $2,7 млрд. Эти деньги, очевидно, пошли на спасение «КазМунайГаза» от банкротства.
3. C 2008 из Нацфонда начали выделять средства на целевые трансферты. Всего таким образом было потрачено 1,75 трлн тенге, или $10,9 млрд. Эти деньги пошли на обеспечение антикризисной программы, помощь банкам, завершение долевого строительства, поддержку малого и среднего бизнеса, фондирование фонда проблемных кредитов и т. д. В среднем на целевые трансферты уходило $1,3 млрд в год.
4. Наконец, еще одна статья – административные расходы самого Национального фонда: оплата услуг аудиторских компаний, внешних управляющих портфелем, кастодианам (в разные годы это были такие компании, как BNY Mellon, BNP Paribas, UBS и другие). Всего на эти цели было потрачено 58,8 млрд тенге, или примерно $355 млн.
Кстати, средняя доходность фонда за 14 лет составила 4,02 % (для сравнения: индекс S&P500 с 2001 показал среднюю доходность 5,08 %). А в последние пять лет она ни разу не превысила 4 %. В то же время ежегодные расходы по управлению Нацфондом именно в 2009–2014 значительно выросли, в 2014 составив более $64,3 млн.
Вопрос на $64 млрд: исчезнет ли Национальный фонд РК?
Статья под таким заголовком была опубликована в Wall Street Journal в пятни... →
Как считает директор ТОО «Oil Gas Project» Жарас Ахметов, правительству не следовало трогать средства Национального фонда без особой необходимости. По его мнению, основная функция этого института состоит в обеспечении макроэкономической стабильности: не допустить излишнего укрепления национальной валюты и роста инфляции в «тучные» годы, а в «худые» – покрыть дефицит бюджета. Тем более не была оправданной операция по покупке ценных бумаг госхолдингов, которая прямо противоречит философии фонда.
Ахметов также замечает, что при принятии инвестиционных решений не принимались в расчет ни институциональные барьеры, ни сложившиеся диспропорции в отечественной экономике. Между тем, говорит он, если бы в первую очередь были решены эти проблемы, то и прибегать к средствам Нацфонда не было бы нужды – нашлись бы частные инвестиции.
Можно не обращаться вновь к примеру государственного пенсионного фонда Норвегии (Government Pension Fund Global), который является общепризнанным эталоном работы подобного института. Но тот же Азербайджанский нефтяной фонд с 2009 увеличил свои активы в 2,5 раза – с $14,7 млрд до $37,1 млрд.
Экономические итоги 2015: удержаться на «сырьевой игле»
В уходящем году Казахстан пытался уйти от сырьевой направленности и государ... →
Иссякший источник
Что касается нашего прогноза по активам Нацфонда в ближайшие пять лет, то расчет производился с учетом всех известных переменных факторов, исходя из консервативного принципа «максимум расходов – минимум доходов».
Так, предстоящие затраты Нацфонда были высчитаны на основе их динамики с 2007, включая утвержденный размер гарантированных траншей: согласно закону о государственном бюджете 2016–2018 – в среднем по 2,9 трлн тенге в год. Получается, что текущие ежегодные расходы Нацфонда в ближайшие три года должны составить $11,5 млрд, с последующим ростом в 2019 и 2020 до $12 млрд и $13,1 млрд соответственно. Учитывая склонность правительства к оказанию поддержки испытывающим трудности крупным компаниям (размер совокупного внешнего долга Казахстана на второй квартал 2015 составил $155 млрд, причем $16,9 млрд необходимо погасить в 2016), будущие крупные траты из Нацфонда неизбежны.
Как уже говорилось, доходная часть Нацфонда прогнозировалась, исходя из трех основных сценариев. Мы рассчитали существующую корреляцию между ценой на нефть и поступлениями в Нацфонд (R=0,916). Были взяты прогнозные данные по стоимости сырой нефти на 2016–2020, опубликованные Всемирным банком. При этом, чтобы рассмотреть альтернативные варианты, мы также ввели два сценария – с отклонением от прогноза ВБ ±$10 за баррель в тот или иной период.
При расчетах не учитывалось возможное повышение объема добычи нефти в Казахстане, который, по прогнозам Министерства национальной экономики, составит в 2016–2020 от 77 до 92 млн тонн, так как это предполагает запуск Кашаганского месторождения. Достаточно вспомнить, что этот многомиллиардный проект должен был начать работу еще в 2005, и что рейтинговое агентство S&P исключило Кашаган из своих расчетов по прогнозу ВВП РК на будущий период.
В результате, как мы считаем, при благоприятном стечении факторов (цена барреля нефти достигнет в 2020 $75,3) активы фонда могут снизиться до $56 млрд. Базовый сценарий Всемирного банка приведет этот показатель к $41,1 млрд. Негативный поворот на товарных рынках облегчит Нацфонд до $26,3 млрд.
По расчетам директора Национального бюро экономических исследований Касымхана Каппарова, в случае, если цена на черное золото упадет ниже $30 за баррель, поступления в Национальный фонд фактически прекратятся. При таких обстоятельствах судьба его окажется аналогичной участи опустевшего горшочка, мед из которого не донесли до адресата.