Как Директива Евросоюза DAC6 повлияет на казахстанский бизнес
Ни для кого не секрет, что в последние годы правительства многих развитых стран ведут серьезную работу по созданию законодательных условий в целях противодействия различным механизмам, которые позволяют международным группам смещать прибыль в страны с меньшей налоговой нагрузкой по сравнению со странами, из которых такие группы фактически получают доход
Одной из глобальных международных инициатив по этой тематике является программа BEPS (Base Erosion and Profits Shifting), разработанная ОЭСР и Группой 20. Казахстан присоединился к этой программе и уже внедрил некоторые рекомендации ОЭСР. Например, ратифицировал Многостороннюю конвенцию MLI, которая начнет применяться с 1 января 2021, и внес изменения в законодательство о трансфертном ценообразовании в конце 2017 , согласно которым казахстанские международные группы должны теперь представлять в казахстанские налоговые органы заявление об участии в международных группе, межстрановую отчетность начиная с 2016, местную отчетность начиная с 2019 и основную отчетность по требованию налоговых органов.
ОЭСР: Казахстану нужно повышать налоги
Как считают эксперты организации, в РК слишком низкий ИПН и слишком узкая б... →
В связи с инициативой BEPS cтраны Европейского союза (ЕС) внесли изменения в существующие налоговые директивы, а также приняли новые налоговые директивы, одной из которых является Директива ЕС о налоговых посредниках (DAC6) от 25 мая 2018. Несмотря на то, что данная Директива не распространяется непосредственно на казахстанские компании, ее действие необходимо учитывать, если в состав казахстанской международной группы входят компании, зарегистрированные в странах ЕС. Это могут быть, например, европейские холдинговые, финансовые, торговые, операционные компании или компании – владельцы объектов интеллектуальной собственности.
Что это такое?
Директива DAC6 предусматривает введение требований в ЕС по обязательному раскрытию информации о трансграничных сделках, обладающих признаками агрессивного налогового планирования. Причем налоговые органы стран ЕС будут автоматически обмениваться информацией о таких трансграничных сделках через централизованную базу данных. При этом потенциально такая информация может оказаться в руках налоговых органов Казахстана, в случае направления адресного международного запроса, или может быть получена в рамках так называемого спонтанного обмена информацией от зарубежных налоговых органов.
Директива DAC6 распространяет свое действие на все виды прямых налогов (например, налог на прибыль, подоходный налог), а косвенные налоги не подпадают под её действие (например, НДС, таможенные сборы). Однако данная Директива представляет собой минимальный стандарт, и страны ЕС имеют возможность предусмотреть дополнительные требования. Так, например, Польша приняла решение распространить действие Директивы и на НДС.
«Когда мы будем учитывать национальные интересы?». Казахстан вслед за Россией вводит маркировку на товары
Это нововведение приведет к увеличению цен на продукцию как минимум на 7-10... →
Как это работает?
В первую очередь необходимо определить совершается ли трансграничная сделка для целей DAC6 или нет. В общем случае под понятие «трансграничных сделок» для целей Директивы подпадают не только сделки между резидентами двух различных стран ЕС, но и сделки между резидентами ЕС и резидентами любой иной страны (например, Казахстана). Соответственно, действие Директивы будет также распространяться на сделки компаний в ЕС, если второй стороной сделок выступали резиденты Казахстана, в том числе, в случае внутригрупповых транзакций между компаниями одной группы.
Далее необходимо выяснить, подпадает ли конкретная сделка под раскрытие в рамках DAC6. Для этого нужно проанализировать условия транзакции в соответствии с критериями, установленными Директивой.
В частности, в рамках первого этапа необходимо провести так называемый «тест на основную цель сделки». Данный тест очень похож на «тест основной цели» в рамках Многосторонней конвенции MLI, которая, как ожидается, будет применяться в Казахстане с 1 января 2021.
Тест на основную цель сделки (Этап 1)
В рамках данного теста определяется, есть ли основания полагать, что одна из основных целей сделки заключается в экономии на налогах. Причем соответствие обстоятельств транзакции следующим критериям может указывать на наличие вышеуказанной цели (то есть, экономии на налогах):
— Условие о конфиденциальности сделки и/или условие о вознаграждении в зависимости от налоговых последствий по сделке;
— Типовая сделка, осуществляемая несколькими компаниями группы (в том числе, с использованием стандартных форм документов);
— Приобретение убыточной компании для целей использования её убытков;
— Доход от сделки не облагается налогом или облагается по низкой ставке (включая изменение природы дохода, предполагающее налогообложение по более низким ставкам);
— Искусственное завышение оборотов по сделке (например, в случае наличия ряда сделок, приводящих к циркуляции денежных средств из и обратно в компанию посредством включения «фиктивных» компаний-посредников и/или системы взаимозачетов);
— Расход по сделке является вычитаемым из базы по налогу на прибыль в одной юрисдикции, при этом доход по такой сделке не подлежит налогообложению в другой юрисдикции.
Если условия сделки подразумевают соответствие какому-либо из критериев выше, то информация о данной сделке подлежит раскрытию в рамках DAC6. В противном случае следует перейти ко второму этапу тестирования.
Этап 2
Так ли необходимо ли увеличение ставок налогов в 2020 году в Казахстане?
По данным Комитета госдоходов, за январь – май 2020 в бюджет поступило 4,3 ... →
Данный тест применяется даже если можно прийти к выводу о том, что экономия на налогах не была одной из основных целей транзакции. Тем не менее, если какой-либо из нижеприведённых критериев будет выполняться, о такой сделке необходимо будет уведомить налоговые органы:
— Доход не подлежит налогообложению одновременно в нескольких юрисдикциях в связи с дублированием вычета в качестве амортизации или под видом освобождения от двойного налогообложения;
— Структура сделки позволяет избежать требований об автоматическом обмене информацией, и/или осуществляется сделка с непрозрачной структурой владения/ «пустыми» компаниями;
— В ходе сделки происходит реализация трудно оценимых с точки зрения трансфертного ценообразования нематериальных активов и/или в одностороннем порядке используются так называемые правила «безопасной гавани» (например, когда компания не рассчитывает цену по сделке на основании правил трансфертного ценообразования, а использует лимиты, установленные налоговым законодательством).
Следует отметить, что под указанные выше критерии могут попасть даже достаточно рутинные операции. Например, распределение дивидендов в рамках ЕС и применение освобождений на основании Директивы о дочерних-материнских компаниях, а также локальных освобождений от участия.
Опять же, если какой-либо из критериев Этапа 2 соответствует условиям сделки, то такая сделка подлежит раскрытию в рамках Директивы. Соответственно, сделка признается не подпадающей под действие DAC6, только если она одновременно не соответствуют критериям Этапа 1 и Этапа 2.
Кто непосредственно осуществляет раскрытие информации, и какая информация должна быть раскрыта?
Особенностью Директивы является то, что она вводит требование о раскрытии информации о соответствующих трансграничных сделках, распространяющееся не только непосредственно на участников сделки, но и на третьих лиц.
Так, в рамках Директивы отчитываться по сделке обязаны так называемые посредники (например, банки или консультанты), которые участвовали в разработке, ведении соответствующей сделки или же были осведомлены о ней. К данным посредникам относятся резиденты ЕС, а также компании, имеющие постоянное представительство (учреждение) в ЕС.
Даленов - бизнесменам: Начнем с чистого листа
Правительство изменит подходы к регулированию и проверкам бизнеса →
При этом налогоплательщик – резидент страны ЕС будет обязан самостоятельно отчитаться по сделке, если посредник отсутствует, находится вне ЕС или же ограничен «профессиональной тайной» в соответствии с местным законодательством (например, адвокаты).
Раскрытию подлежит следующая информация в отношении трансграничных сделок:
— Данные о налогоплательщиках и посредниках, вовлеченных в совершение сделки;
— Критерии, которым удовлетворяет сделка;
— Описание сделки (без описания деталей, раскрывающих коммерческую/профессиональную тайну и т.д.);
— Дата начала сделки и её стоимость;
— Описание правил законодательства, на основании которых осуществляется сделка;
— Данные о лице или стране ЕС, к которым может относиться сделка.
Статус введения Директивы DAC6 и санкции за нераскрытие информации на примере нескольких стран ЕС
В настоящее время Директива уже внедрена в национальное законодательство во многих странах-участниках ЕС, а первой отчетной датой раскрытия информации по сделкам, совершенным в период с 25 июня 2018 года по 1 июля 2020 года, изначально была установлена дата 31 августа 2020 года. Вместе с тем в связи с текущей пандемией COVID-19 ЕС одобрил возможность предоставления странами-членами ЕС отсрочки на 6 месяцев лицам, обязанным подавать отчетность по DAC6 (т.е. каждая страна ЕС сможет самостоятельно решить будет ли такая отсрочка предоставляться компаниям-резидентам данной страны или нет).
Необходимо отметить, что несоблюдение требований Директивы по раскрытию информации может привести к значительным штрафам, размер которых определяется каждым государством ЕС. Для примера предлагаем более подробно рассмотреть статус введения Директивы, а также соответствующие штрафы в ключевых юрисдикциях, в которых осуществляют свою деятельность казахстанские группы.
Великобритания, Люксембург, Нидерланды
Директива DAC6 полностью внедрена в законодательство данных государств. Все эти страны решили предоставить вышеуказанную отсрочку в отношении подачи отчетности на 6 месяцев (т.е. в отношении прошлых сделок, совершенных в период с 25 июня 2018 г. по 1 июля 2020 г., необходимо будет уведомить до 28 февраля 2021 г.).
Размер штрафных санкций может составить (за сделку):
Великобритания – от 5 тыс. фунтов до 1 млн фунтов;
Люксембург – до 250 тыс. евро;
Нидерланды – до 870 тыс. евро.
Кипр
Точная дата внедрения Директивы в местное законодательство Кипра пока неизвестна, однако Кипр также выбрал применение соответствующей отсрочки на 6 месяцев. Планируется, что штрафные санкции в рамках директивы будут установлены в размере до 20 000 евро.
Что делать?
Как и указывалось ранее, действие Директивы DAC6 может коснуться казахстанских групп, имеющих присутствие в странах ЕС, и рекомендуется:
— Своевременно выявить сделки, подлежащие раскрытию;
— Наладить взаимодействие с консультантами или иными «посредниками» для согласования того, кто и какую информацию будет раскрывать;
— Обеспечить раскрытие информации по сделке в соответствующей стране ЕС в установленные сроки.
Как отмечалось выше, каждая страна внедряет Директиву со своими особенностями. В этой связи для решения рекомендованных задач потребуется наличие соответствующего опыта и локальной экспертизы.
Авторы:
Партнер, Департамент налогового и юридического консультирования, KPMG в России и СНГ Александр Токарев
Директор, Департамент налогового и юридического консультирования, KPMG в Казахстане и Центральной Азии Асия Атекеева
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook