Школа за $2 млн: как в Нур-Султане будут готовить разработчиков мирового класса
В столице заработала школа программирования alem, первая в своём роде в Центральной Азии
Журналист Forbes.kz побывала в школе нового порядка и побеседовала с её идейными вдохновителями.
Школа примечательна тем, что бесплатно готовит IT-специалистов мирового уровня: без учителей, лекций, оценок и других элементов традиционного образования.
Проект alem был учреждён частным образовательным фондом Umit Fund в партнёрстве с европейской образовательной платформой 01 Edu System. Обучение в alem бесплатное и построено на идее массового сотрудничества Peer-Learning.
В школе намерены «создавать» разработчиков нового поколения, у которых будут развиты не только технические навыки, но и тайм-менеджмент, критическое мышление и умение работать в команде.
Чтобы поступить в школу, необходимо пройти регистрацию на сайте alem.school, предварительное тестирование и интервью. Для поступления не обязательно владеть навыками программирования или математики. Школа также не требует результатов ЕНТ или других экзаменов.
Рука помощи. Как молодой программист создал первый отечественный бионический протез руки
Теперь Маулен Бектурганов хочет наладить их серийное производство →
Школа рассчитана на всех желающих в возрасте от 18 до 35 лет. В течение пяти лет alem планирует подготовить 1000 профессионалов, востребованных как в Казахстане, так и во всем мире.
Сейчас в школе проходит четырёхнедельный «бассейн», который начался 2,5 недели назад. «Бассейн» - это отборочный этап, который надо пройти тем, кто хочет продолжить обучение в школе. Во время этого этапа учащихся окунают в решение практических заданий с жёсткими дедлайнами. Продолжить обучение в школе смогут только «выплывшие».
В первый «бассейн» сумели зарегистрироваться 214 студентов из 1200 участников, прошедших предварительный этап. Но не все выдержали жёсткие условия школы. На сегодняшний день студентов в «бассейне» – 160.
Средний возраст участников первого «бассейна» составляет 23,8 года. 20% студентов alem – девушки. Основной курс обучения начнётся после прохождения отборочного этапа.
Средняя продолжительность обучения в школе – два года. Студенты смогут заниматься в любое время дня и ночи, в будни, выходные и праздники.
По аналогичному принципу уже работают школы web@cademie и «42», созданные при участии Николя Садирака. Школа «42» признана мировым IT-сообществом прорывом в коллективном образовании.
Сооснователь школы «42» и 01 Edu System Николя Садирак рассказал о том, как, на его взгляд, изменится система образования.
- Скорее всего, технологии не поменяют систему образования, которая складывалась веками. Просто станут появляться новые университеты и школы с новыми подходами, и так до тех пор, пока старые модели не умрут. Современная система образования построена на принципе "учитель - студент", где учитель всё подробно объясняет студентам. Но как только учитель объяснил всё, он забрал у студентов возможность открыть или найти что-то самим. С течением времени это превращается в своего рода зависимость, где люди перестают учиться самостоятельно. Без этого навыка выжить в современном мире, где все постоянно меняется, невозможно, - сказал он.
Назарбаев: Казахстанцы не должны отстать от всего мира
Президент Казахстана во вторник, 6 ноября, официально запустил работу между... →
По словам Садирака, в alem студенты научатся на практике осваивать знания самостоятельно.
- У нас нет учителей, книг или расписания. Курс построен таким образом, что сначала мы даём студентам 80% информации для того, чтобы выполнить задание. Потом 50%. В конце курса мы даём им 3-4%, а все остальные знания они добывают сами. По принципу peer-to-peer, где они выступают сначала студентами, а потом учителями. Студенты также сами проверяют работы других студентов, что позволяет им взглянуть на одну и ту же проблему с разных сторон, - сказал Садирак.
Как отметил сооснователь «42», в наше время нет смысла учить людей тому, что легко делают машины.
- С развитием искусственного интеллекта машины будут справляться с другими, более сложными заданиями. То, чему сейчас обучают в университетах, это работа, с которой легко справляется машина. Какую ценность приносят люди в таком случае? – сказал Садирак.
Председатель правления школы Дагар Давлетов рассказал, сколько средств было инвестировано в проект.
- Инвестиции в школу составили $2 млн, и мы можем на эти деньги работать 2 года, дальше будем работать над привлечением средств, так как мы проект некоммерческий. Площадь в Astana Hub, на которой располагается школа, была предоставлена государством. Сейчас мы чувствуем себя комфортно, но хотим развиваться, не останавливаться на достигнутом. Стартовые инвестиции в проект получились "высокими" из-за закупки мебели и оборудования. Операционные затраты, в свою очередь, небольшие. Над школой работает команда из 6 человек, и неважно, сколько учеников – школа ведь без учителей. И в этом плане нам работать легко и комфортно, - сказал Давлетов.
Амрин: Почему технологическое отставание Казахстана - преимущество
Как ускорить внедрение инноваций в Казахстане и сможем ли мы занять достойн... →
По словам Давлетова, студенты, которые сейчас находятся в «бассейне», - разные, они пришли из разных сфер, все они разного возраста, и в этом преимущество – имея разный опыт, они могут обогащать друг друга. Только около 40% студентов в школе имеют опыт программирования. Среди остальных нередки гуманитарии.
- Самое главное – это дать возможность людям, у которых есть потенциал, и направить их в нужное русло, отойти и не мешать. Если взять статистику, то в Казахстане ежегодно выпускаются около 7 тыс. IT-специалистов, но индустрии нет. Да, количество есть, но как оценить качество? Все дело в креативности: есть разработчик, который умеет работать по шаблонам, но не умеет решать проблемы, а есть тот, который не умеет работать по шаблонам и умеет решать проблемы. Один креативный разработчик стоит несколько шаблонных, - сказал Давлетов.
Рынок труда готов и давно просит креативных разработчиков, уверен Давлетов.
- Мы общаемся и с местными, и с зарубежными компаниями, и они ждут наш первый выпуск, на который, как я думаю, позитивно отреагирует рынок. Каждый выпускник alem сможет повести за собой как минимум 20 человек. Мы понимаем, что часть выпускников захочет работать в других странах. Мы стараемся работать с местной индустрией над челленджами для разработчиков, чтобы им было интересно оставаться в стране. Но у нас нет ограничений по географии – вы можете приехать откуда угодно и учиться в alem, а после обучения уехать куда захотите, - подытожил Давлетов.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook