Зачем Казахстану Central Asia Fashion
Выставка проходит дважды в год. Нынешняя, осенняя, будет работать на 4 тыс. кв. м на территории выставочного комплекса «Атакент». Организаторы ожидают приезда 3800 байеров, собственников и владельцев бизнеса из Казахстана, стран Центральной Азии и Азербайджана. Более полутора тысяч участников CAF привозит за свой счет.
Зачем эти люди едут на Central Asia Fashion и что даст их участие в выставке Казахстану? Об этом в интервью Forbes.kz рассказал Метин Арслан, генеральный директор компании Catexpo, которая организует Central Asia Fashion.
Протестантская этика турецкого подданного
F: Почему восемь лет назад вы решили организовать Central Asia Fashion?
- В действительности идея появилась 10 лет назад. На тот момент в Казахстане не было специализированной fashion-выставки, и я решил её организовать, потому что, на мой взгляд, в каждой стране, должна быть агропромышленная, автомобилестроительная, строительная выставки, а также выставка, связанная с индустрией моды.
Рынок оказался не готов к этому событию: практически не было производителей текстиля, одежды, рекламные компании не развиты, рейтелеры слабы, не хватало торговых площадей. Можно сказать, что в то время модная индустрия была представлена в основном продавцами на барахолке. Но я видел, что у Казахстана высокий потенциал развития индустрии моды (люди высокообразованны, у них есть вкус и желание хорошо одеваться) и этот рынок будет быстро расти. Поэтому в 2005 начал подготовительные мероприятия, которые продлились два года.
Сейчас я понимаю, что всё сделал вовремя, что менталитет и мода Казахстана действительно изменились за восемь лет существования Central Asia Fashion, которая стала площадкой, где собираются основные игроки - байеры, дизайнеры, производители, логисты, консультанты, журналисты и т. д., обсуждают проблемы и пути развития индустрии, заключают выгодные контракты.
F: Почему из всех центральноазиатских республик был выбран Казахстан? В Узбекистане дочь президента Гульнара Каримова занималась модой, поэтому, возможно, вам бы там была оказана большая поддержка.
- Жена президента Азербайджана Мехрибан Алиева уделяет моде намного больше внимания, чем дочь Каримова, да и мне как гражданину Турции было бы проще сотрудничать с Азербайджаном. Но выставка - это собственность страны, а не чьё-то личное дело. Страна может стать местом организации региональной выставки потому, что она это заслужила, а не потому, что кто-то из президентской семьи занимается модой. Экономическая и политическая системы Казахстана более свободные и стабильные, чем в соседних республиках. Это очень важно для наших европейских партнеров, которые ценят свободу больше, чем другие вещи. К тому же в мире Казахстан воспринимают как центр региона.
F: Как вы зарабатываете на этой выставке?
- Пока мы не зарабатываем, мы работаем на будущее. Вы изучали когда-нибудь протестантскую трудовую этику? Это религиозная философия, рассказывающая, как работать в условиях капитализма. Там говорится, что нужно собирать деньги для детей и внуков, и тогда они станут богатыми. То есть люди работают на будущее. Протестанты не являются идеалом для меня как бизнесмена. Но если говорить о Central Asia Fashion, то мои взгляды совпадают с их взглядами: я не работаю ради сиюминутной выгоды, я работаю на будущее, когда через 15-20 лет выставка будет приносить прибыль, а мое имя - вписано в историю развития индустрии моды.
Международный конкурс молодых дизайнеров Be Next пришел в РК
Отбор модельеров из Казахстана и других стран Центральной Азии для участия ... →
Идеи стоят дороже всего
F: Как изменилась выставка за время своего существования?
- Сначала у нас было всего 40 участников, из них 25 компаний из Италии, несколько из Франции, Испании, одна из Турции. Но мы не хотели, чтобы выставка превратилась в площадку итальянцев или турков, поэтому ввели лимит: компании одной страны занимают не более 15% от общего числа участников. В то же время для участников из СНГ мы не вводили никаких квот.
После кризиса 2008-2009 многие наши участники ушли с рынка, но пару лет назад на их месте появились новички, которые стали участвовать в CAF. В этот раз у нас будет представлено 150 брендов из 15 стран. Зарубежных участников нам помогают отбирать наши партнеры - крупные отраслевые ассоциации: Ente Moda Italia, Igedo Company из Германии, UBI France, Торгово-промышленная палата Турции ITKIB и т.д.
Мы могли бы принимать больше участников, но в Казахстане нет профессиональных выставочных центров, да и не все игроки ещё понимают, зачем участвовать в таких выставках, как на них работать. Мы ждем, когда пройдет ЭКСПО 2017, потому что после такого масштабного события страна будет понимать, почему важны выставки: ведь эта платформа для развития разных отраслей. Например, модные выставки помогают увеличить объём экспорта местных компаний как минимум на 10%.
F: В чем принципиальное отличие этого сезона от других?
- В fashion-индустрии есть два основных направления - коммерческая мода (для большинства населения) и дизайнерская мода (ею, как правило, интересуются 15% населения). CAF занималась преимущественно коммерческой модой.
Однако в Казахстане нет в достаточном количестве производителей, которые занимаются коммерческой модой, а те, что есть, не готовы конкурировать с итальянскими брендами. Поэтому главные игроки на этом рынке - дизайнеры, которые могут предложить миру неповторимые идеи, могут придать аутентичный смысл всей индустрии моды Казахстана. Поэтому в этот раз мы решили организовать выставочное пространство дизайнерской моды Designer Pool. Для отбора участников и концептуального руководства проектом была приглашена Аяжан Жаксыбай, дизайнер, куратор моды, бизнес-тренер и колумнист.
В Designer Pool примут участие дизайнеры, которые уже продают за рубежом или хотят выйти на внешние рынки. На Central Asia Fashion будут представлены казахстанские бренды Aika Alemi, Brosh, Heritage, Kravets, Lariya, а также Navro (Украина), Salle de Mode (Грузия). Участники представят коллекции сезона весна-лето 2016, а также капсульные и специальные коллекции.
На выставке дизайнеры смогут встретиться и наладить диалог с байерами и заключить контракты с розничными магазинами, что является необходимым условием существования вертикали модной индустрии. Так работает весь мир, и именно это даёт дизайнерам возможность зарабатывать на основе регулярных закупок от бутиков и универмагов, а розничному сектору - предлагать свежие креативные идеи и необычные дизайнерские вещи конечным покупателям. Появление дизайнерского сегмента в рамках Central Asia Fashion - это показатель того, что наконец-то в Казахстане стали делаться первые шаги по созданию бизнеса дизайнерами и выстраиванию полноценной индустрии моды, стали понимать, что в современном мире идеи стоят дороже готового продукта.
Дизайнерам помогло победить наследие предков
Впервые жюри Международного конкурса молодых дизайнеров Be Next провело отб... →
Когда курс доллара не имеет значения
F: Сейчас у нас опять кризис. Как в этой ситуации, на ваш взгляд, будет развиваться рынок моды в Казахстане?
- Я видел много кризисов, но такого масштабного ещё не наблюдал. Однако хочу отметить, что прошлый кризис очень помог казахстанским рынкам: люди стали развивать альтернативные бизнесы, искать «глубинные» ресурсы, а не пользоваться теми, которые лежат на поверхности. В Казахстане кризис не такой, как в Турции, его можно преодолеть за один день, потому что здесь не исчерпаны все возможности. По моему мнению, проблемы в Казахстане лежат не в плоскости финансов. Они связаны с тем, что экономика не диверсифицирована. И кризис толкает страну к диверсификации, к развитию локальных производств, у которых с каждой девальвацией будут более сильные позиции на внутреннем рынке.
Люди должны верить в то, что на этом они смогут заработать. Этому нельзя научить в университетах - этому учат кризисы. Если в Казахстане появится собственное производство, то не будет иметь значения, сколько стоит доллар.