Почему необходимо усилить борьбу за гендерное равенство

«Тем, что измеряется, можно управлять». Это избитый афоризм, приписываемый каждому от гуру менеджмента Питера Друкера до физика Лорда Кельвина

Независимо от того, кто сказал это первым, его смысл имеет крайне важное значение: если нет данных, иллюстрирующих проблему или дисбаланс, то это вряд ли будет учитываться, не говоря уже о том, чтобы стать приоритетом для тех, кто в состоянии его решить. А решения, если они будут предприняты, вряд ли будут хорошо целенаправленными или эффективными. Это, безусловно, относится к вопросу гендерного равенства.

Можно было бы предположить, что в сегодняшнем мире информационного переизбытка, директивные органы располагают обширными данными для диагностики проблем, разработки инновационных решений, мониторинга реализации и корректировки политики с целью максимизировать их воздействие. Но даже в эпоху больших данных директивные органы зачастую не обладают точной, последовательной, своевременной и репрезентативной информацией. Как результат, они работают с неполной картиной социально-экономических условий.

Например, согласно данным, с 2005 года в Индии доля работающих женщин снижается. Согласно McKinsey Global Institute, обращение вспять этой тенденции и достижение гендерного равенства к 2025 году могло бы добавить $770 миллиардов к ВВП Индии. Однако эффективные решения должны основываться на всеобъемлющих данных, отражающих сложную взаимосвязь между участием женщин в рабочей силе и различными социальными, политическими и экономическими силами, а также увязывать гендерное равенство с более масштабными результатами развития.

В рамках любых усилий по укреплению гендерного равенства, решающее значение имеют дезагрегированные по признаку пола данные и отчетность по вопросам, которые в первую очередь затрагивают женщин и девочек. Рассмотрим гендерно-ориентированное насилие: по данным Всемирного банка, каждая третья девочка или женщина в возрасте от 15 до 49 лет подверглась физическому и/или сексуальному насилию.

Как было документально подтверждено в Data2x, сбор данных о насилии в отношении мальчиков и девочек в Танзании привел к принятию эффективных правительственных мер, которые привели к долгосрочным, много-секторальным изменениям. Аналогичным образом, согласно отчетам Всемирного банка, Вьетнам использовал данные из демографических и медицинских исследований для усиления защиты женщин и девочек, например, путем принятия законодательства, запрещающего насилие в семье.

Кроме того, эти данные вызвали во Вьетнаме дискуссию о гендерно-ориентированном насилии, что привело к созданию Национальной стратегии по гендерному равенству. Женщины, сталкивающиеся с насилием в своих домах, теперь имеют больший доступ  к услугам в области консультирования, здравоохранения, юридической помощи и убежищам.

Однако формирование комплексных данных является непростой задачей. Любая небольшая статистическая ошибка или намек на погрешность на любом этапе сбора и подготовки данных могут сделать их непрезентативными, так же как и предвзятое отношение респондентов, которыми зачастую являются в основном мужчины.

До кризиса COVID-19, в мире широко применялся наиболее репрезентативный метод сбора данных о домохозяйствах: опросы. Однако пандемия вынудила перейти к опросам по телефону, которые с меньшей вероятностью представляют женщин и другие группы с ограниченным доступом к мобильным телефонам. В качестве основных препятствии для сбора статистических данных с разбивкой по признаку пола, упоминалось слабое руководство, отсутствие политической воли и недостаточное распределение ресурсов.

Одним из путей преодоления этих ограничений является улучшение интеграции данных на национальном, региональном и международном уровнях. Кроме того, необходимо приложить больше усилий для расширения возможностей женщин по представлению и использованию данных. Увеличение числа женщин, занимающих руководящие должности в организациях, действующих на основе открытых данных, может способствовать ускорению прогресса в разработке новых, более инклюзивных подходов к сбору данных.

Такие усилия, безусловно, должны основываться на существующей передовой практике. Например, Норвегия с 2008 года публикует национальные показатели гендерного равенства, включая гендерное распределение в общем доходе, рабочей силе, бизнесе, государственном секторе, образовании и руководстве. Швеция, со своей стороны, требует, чтобы все государственные учреждения представляли в своих ежегодных отчетах статистические данные с разбивкой по признаку пола. Это модели, достойные подражания.

Участие гражданского общества и многосторонних организаций также может иметь большое значение. В рамках своего проекта Укрепление гендерной статистики Всемирный банк, при поддержке Фонда Билла и Мелинды Гейтс, уже оказывает техническую помощь 12 странам, входящим в Международную ассоциацию развития, в целях расширения охвата и повышения качества их гендерной статистики. Воспроизведение и расширение этой инициативы может в значительной степени помочь правительствам в принятии политических решений, основанных на фактических данных, которые улучшают жизнь и средства к существованию их граждан.

Безусловно, сбор и анализ данных – это только начало. Необходимо также улучшить распространение и использование гендерных данных для разработки политики. Определение полезных и последовательных показателей имеет решающее значение, поскольку это позволяет проводить сопоставление по регионам и оценивать прогресс с течением времени.

Наконец, не следует упускать из виду роль данных в укреплении подотчетности и совершенствовании управления. Точно так же, как высококачественные, своевременные и исчерпывающие данные позволяют нам разрабатывать целенаправленную политику и более эффективно распределять ресурсы, они также позволяют нам измерять воздействие этой политики и эффективность работы правительства.

Для улучшения сбора данных потребуются некоторые инвестиции. Однако, позволяя проводить более эффективную, более адаптированную и более рентабельную политику, эти инвестиции в конечном счете уменьшат нагрузку на государственные бюджеты. И по мере того, как страны будут продвигаться к гендерному равенству, социальные, экономические и связанные с развитием выгоды будут продолжать расти.

Атия Анис, научный сотрудник Salzburg Global, бывший старший менеджер Инициативы по улучшению положения женщин и девочек в экономике

© Project Syndicate 1995-2023 

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте