Как детская игрушка стала началом блестящей театральной карьеры режиссёра из Алматы
Критики называют его одним из ярчайших явлений казахстанского театра последних лет. Работа Антона отмечена множеством наград, включая «Приз критиков» Объединения театральных критиков Казахстана в 2022 году – за постановку «Волк и семеро козлят» в номинации «Лучший кукольный спектакль». Недавно он был удостоен звания лучшего режиссера года на церемонии вручения театральной премии «Енликгул-2023». И попал в рейтинг Forbes Kazakhstan «30 моложе 30».
Внимание Антону приятно, но занимают его другие вещи. «Театр – это процесс, – говорит режиссер. – Выпускаешь спектакль – у тебя подъем, тебе кажется – ты понял про свою профессию все. Приходишь ставить следующий спектакль – и опять не знаешь ничего. Да что ж это такое – ты же вчера все понял! В этом ничего-не-знании – секрет жизни».
Практические испытания
В театр Антон пришел, когда ему было 13. Это был алматинский кукольный театр «Зазеркалье», который ставит спектакли для детей уже тридцать с лишним лет. Сначала Антон просто сидел на репетициях – так его завораживало происходящее на сцене. Потом стал пробовать себя как актер-кукольник, начав со спектакля «Дюймовочка». История дебюта комична: нужно было выпускать спектакль, а человека не хватало. «Меня спросили: «Может, ты хочешь?» Я: «Конечно! Это единственное, чего я хочу», – вспоминает собеседник. – Не представляю, что я тогда играл. Видимо, мне хватило рвения, которое все перекрывало. Я благодарен Надежде Павловне Майбо (основатель и худрук «Зазеркалья». – F) за терпение и педагогическую точность».
Как участница рейтинга «30 до 30» развивает независимый театр в Казахстане
«Трансформа» – культурное пространство, которое за шесть лет существования ... →
Кукольный театр заменил Антону последние школьные годы, чему он только был рад: «Зазеркалье» дало ему огромный практический опыт. В школе к решению променять учебу в старших классах на работу в театре отнеслись недоуменно. Но он был так уверен в собственной удачливости («Вы ничего не понимаете – меня в театр берут!»), что учителя сдались: разрешили проходить программу самостоятельно, а в школе появляться раз в неделю. Спустя два года Антон поставил свой первый спектакль в «Зазеркалье» – «Как хомячок Новый год встречал». Он до сих пор значится в репертуаре театра. «Небывалый успех!» – улыбается режиссер.
Наличие практического опыта помогло при поступлении на факультет театра кукол Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) в Санкт-Петербурге. Проучился там Антон восемь лет, правда заочно: оставлять работу в Алматы не захотел. При этом, приехав поступать на режиссерское направление, оказался студентом актерского: комиссия посчитала его слишком молодым. Впоследствии хотел перевестись, но понял, что правильнее будет овладеть тонкостями обеих профессий. Теперь у него два диплома РГИСИ: актерский и режиссерский. В 2016-м Антону предложили стать главным режиссером алматинского Государственного театра кукол. Ему было всего 20 лет. «Без образования я бы не смог поставить то, что сейчас ставлю, – рассуждает собеседник. – Но в первых постановках была непосредственность, которой сейчас, когда ты многое знаешь, не так просто достичь». Зато образование научило его «задавать правильные вопросы» – архиважный навык для режиссера.
Больше разного театра
Ставит Антон много и часто. Кроме родного Алматы, работает с театрами из Шымкента, Кокшетау, Семипалатинска, Актобе. Ставит разное – от детского «Винни Пуха» до фантасмагории «Абай. Впечатления» по мотивам романа Мухтара Ауэзова и «Слов назиданий» самого Абая. Накануне нашей беседы режиссер вернулся из Костаная, где готовит спектакль «Али-Баба и сорок разбойников» на основе знаменитой одноименной советской аудиосказки. «Представляете, у них (в Костанайском областном кукольном театре. – F) вся труппа поющая. Я сразу подумал: а не поставить ли «Али-Бабу»?» – радуется Антон.
Постановки для него – не самоцель. В последнее время он все чаще раздумывает перед тем, как согласиться на очередное предложение. «Что я могу дать этим людям, что они мне дадут? Одним словом, о чем мы будем пить чай?» – поясняет Антон. Это отражает его меняющееся отношение к профессии. «Раньше мне было интересно сказать: вот он я, какой режиссер замечательный. Сейчас смотрю на все это другими глазами. Хочется счастья себе и чтобы люди рядом были счастливы», – говорит он.
Люди рядом – это в первую очередь коллектив «Тотального театра» («ТТ»), основанного Антоном в 2019 году совместно с Еленой Локшиной и Анар Жанбековой. Название «ТТ» отражает стремление его создателей к разным жанрам и форматам («максимально разный театр», как объясняет режиссер). Сегодня «ТТ» – это детский и взрослый театры, а также театральная студия для детей от двух до десяти лет. Собственный театр дает Антону возможность ставить то, что интересно, и делать это в своем темпе. «Когда мы открывались, нам говорили: «Вы же частный театр, вам нужно деньги зарабатывать, надо что-то веселое для привлечения зрителей». – «А я не умею делать веселое». – «Ну тогда что-то остросоциальное?» – «Меня не интересует остросоциальное». – «А как же вы выживете?» – «Я не знаю», – рассказывает собеседник.
Пока Антону и команде «ТТ» удается привлечь зрителя. Этому способствуют как классические постановки, пускай и в новом прочтении («Рок. Кармен» по мотивам Мериме в интерпретации российского режиссера Элистина Михайлова, «Винни Пух» и «Дюймовочка» работы самого Зайцева), так и более экспериментальные вещи. Одна из них – философская постановка «Я есть» по мотивам книги «Здравствуйте, мистер Бог, это Анна» английского автора Сидни Хопкинса, известного под псевдонимом Финн. «Я есть» – спектакль о парне из Ист-Энда, которого заставила по-новому взглянуть на жизнь случайная встреча с маленькой девочкой Анной, по-детски открытой и добродушной. Роль Анны исполняет кукла – полноценный участник театрального действа. Постановка ставит вечные вопросы о дружбе, одиночестве, жестокости и любви. По словам Антона, чтобы поставить спектакль, коллективу (кроме самого режиссера это драматург и коллега по «ТТ» Елена Локшина, а также художник Юлия Чернова) понадобилось пять лет. «Ни один театр мира не смог бы нам такого позволить, – смеется он. – Мы почитали, подумали, через год встретились. Написали первый вариант инсценировки, второй, третий, четвертый. Стали репетировать: переписали инсценировку, сделали спектакль, посмотрели, выкинули все декорации на помойку. Пошли, еще подумали. А потом спектакль вышел за месяц».
Спастись от одиночества
Антон по-прежнему любит кукольный театр, хотя куклами себя не ограничивает. Признается: ему тесно в куклах – он приучил себя мыслить спектаклями. «Если мне нужно, чтобы в драматическом театре артисты играли в куклы, они будут играть в куклы. И наоборот – если в театре кукол мне нужно, чтобы артисты играли как драматические артисты, они будут играть так. Мне нужно, чтобы артисты могли все», – объясняет собеседник. В этих словах – чисто режиссерская требовательность. Антон вообще считает, что стал жестче с годами – не только как режиссер, но и как организатор. Того требует забота о его детище – «Тотальном театре». «Посмотрите, сколько всего мне нужно сделать», – он указывает на пестрящую клейкими листками пробковую доску на стене своего кабинета. Голова Антона часто занята организационными вопросами. Благо помещение у «ТТ» свое, хоть и арендованное. Два года назад театр переехал в уютное одноэтажное здание по адресу: Шевченко, 114, где раньше располагалась «Камерата Казахстана». Но и здесь растущему театру уже становится тесно.
Главное для Антона – иметь возможность ставить то, что ему интересно. Он выкраивает эту возможность даже в тех случаях, когда скован рамками официоза. Так, когда к нему обратились с просьбой поставить спектакль к 175-летию Абая, крепко задумался. Стал изучать источники, размышлять над высказываниями мыслителя. Когда наконец понял, о чем бы хотел поговорить с Абаем, решил поставить спектакль «Абай. Впечатления» в Государственном театре кукол. Постановка получилась совсем не празднично-бравурной. «Я понял ощущение ненужности, с которым жил Абай, – говорит Антон. – Величие каменных памятников и при этом совершенное одиночество. Это ужасно». Постановка была тепло принята критиками: на театральном фестивале «TeART-Кокше», прошедшем в Кокшетау в 2021 году, она была удостоена премии за лучшую режиссуру. При этом сам режиссер еще долго приходил в себя – так его поразило близкое знакомство с трагичной судьбой классика.
Как стендапер Улыхан Райсханов научился сам себе делать протезы
Казахский «железный человек» с «перчаткой бесконечности» мечтает наладить п... →
Антона от одиночества спасает театр. Общается с единомышленниками он не только в качестве режиссера и главы «ТТ», но и в роли организатора международного театрального фестиваля Total Fest. Мероприятие, которое проходит второй год подряд, объединяет независимые и государственные театры. В течение недели участники фестиваля показывают зрителю спектакли, объединенные общей темой. В этом году она звучала так: «Действующее лицо». Через призму опыта отдельно взятого человека участники и зрители Total Fest пытались осознать происходящие в мире события. «ТТ» показал упомянутую выше постановку «Я есть», Немецкий драматический театр – Osborn режиссера Наташи Дубс по пьесе Джона Осборна «Оглянись во гневе», ТЮЗ имени Мусрепова – моноспектакль «Кахар» по мотивам пьесы Жана Ануя «Медея» (режиссер – Дина Жумабаева). В Total Fest также принял участие петербургский театр «Особняк», показавший хоррор «Комната Герды» по мотивам пьесы Андерсена «Снежная королева» (режиссер – Яна Тумина).
Постепенно фестиваль становится важным событием в театральной жизни Алматы. Антон надеется, что Total Fest и театр в принципе не потеряют своей актуальности. Сложности современного мира наталкивают людей на размышления о жизни, а театр способен помочь им ответить на волнующие вопросы, считает он.