Острые штучки: как вьетнамский беженец создал бизнес стоимостью $1 млрд

23256

Дэвид Тран открыл производство соуса Sriracha, который спустя 40 лет побывал на всех столах мира и даже на космической станции

ФОТО: © Wesley Be Drosian для Forbes

В декабре 1978 года 33-летний Дэвид Тран уехал из Вьетнама, захватив с собой 100 унций золота. По тем временам это золото стоило $20 тысяч (по нынешним – $90 тысяч) и было надежно припрятано от глаз вездесущих властей коммунистического Вьетнама в банках со сгущенным молоком. Тран добрался до Гонконга, где провел восемь месяцев в лагере для беженцев, затем на шесть месяцев прилетел в Бостон, после чего в январе 1980-го наконец пустил корни в Лос-Анджелесе.

Попав на юг Калифорнии, Тран продал часть золота и на вырученные деньги купил в лос-­анджелесском Чайнатауне здание площадью немногим больше 230 квадратных метров. Там он и открыл свою компанию, назвав ее Huy Fong – в честь грузового судна, на котором бежал из Вьетнама. Бизнес заключался в производстве острого соуса Sriracha по оригинальному тайскому рецепту. За первые два месяца работы доходы компании составили всего $2300.

Более чем 40 лет спустя соус Sriracha побывал на шоу «Выживший», на Международной космической станции и на обеденных столах по всему миру. Как показывают результаты исследования, проведенного NPD Group, приметная бутылка с логотипом в виде петуха и фирменной зеленой крышечкой встречается примерно на каждой десятой американской кухне. В списке самых продаваемых в США острых соусов Sriracha занимает третье место, уступая лишь Tabasco (семейное производство McIlhenny, основанное в 1868 году) и Frank’s RedHot, входящему в группу McCormick.

Sriracha выросла до таких масштабов, не вложив ни единого цента в рекламу и с начала 1980-х не поднимая оптовую цену, несмотря на то, что изменения климата заставили Huy Fong временно сократить производство вдвое, что незамедлительно вызвало резкий подъем розничных цен: поклонники и рестораны стали запасаться впрок. По данным исследовательской фирмы IBISWorld, сегодня стоимость компании оценивается в $1 млрд: базой для расчета этой оценки стали продажи за 2020 год в размере $131 млн. Это означает, что 77-летний Тран, единоличный владелец компании, является единственным в стране миллиардером, сделавшим свое состояние на остром соусе. Он планирует передать бизнес двум своим детям – 47-летнему Уильяму и 41-летней Ясси, которые работают в семейном бизнесе.

Успех не поколебал душевного равновесия Трана: «Я хочу продолжать выпускать продукт хорошего качества, мне нравится делать острый соус еще острее… и не думать о прибылях. Я мог бы использовать более дешевые ингредиенты или вкладываться в продвижение своей продукции ради того, чтобы зарабатывать больше. Но нет, моя цель всегда будет в том, чтобы выпускать острый соус для богатых по цене, которую могут позволить себе бедные».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить