Как открыть автосервис: ключевые шаги

Раис Агаев делится опытом – от обучения персонала СТО до эффективного управления запасами

Раис Агаев – владелец крупного автосервиса Favorit в Алматы с оборотом около 90 млн тенге в год. Он работает в секторе В2В – обслуживает автопарки ТОО, в числе его клиентов – Myсar, Apple City, ТОО «Флагман Казахстан», GALANZ bottlers и другие. Раис рассказал о том, как наладить работу СТО и сделать станцию техобслуживания прибыльным бизнесом.

Каким должен быть автосервис, чтобы он пользовался популярностью? Какие ключевые компоненты он должен включать?

– На мой взгляд, в полноценном автосервисе должен быть предусмотрен весь комплекс услуг, а также большой ассортимент комплектующих и запчастей. Автовладельцам удобно приезжать в одно место, где можно решить все вопросы, связанные с авто: начиная от замены колес и заканчивая ремонтом кузова. Чем больше удобства ты создаешь клиенту, чем меньше головной боли у него вызывает содержание автомобиля и уход за ним, тем больше вероятность, что клиент вернется и порекомендует сервис своим знакомым. Это первый фактор.

Второй фактор – это квалифицированные кадры. Сотрудники в автосервисе, как и в любом бизнесе – одна из ключевых слагаемых. Со специалистами нашей сферы бывает очень сложно. Они могут подвести, не выйти на работу и быть при этом очень хорошими мастерами. Поэтому текучка кадров присутствует. Но рано или поздно, если ты создаешь хорошие условия, ценишь кадры, собирается хороший коллектив и работа налаживается.

В своем бизнесе я учел эти два момента. Я стал получать обратную связь от клиентов, что им нравится получать весь сервис в одном месте у одних и тех же мастеров. Третий этаж своего помещения я сдал в аренду предпринимателям из автомобильной сферы. Здесь работает офис Myсar, можно также пройти технический осмотр и оформить страховой полис. Таким образом, у клиентов появилась возможность не только получить услуги диагностики и ремонта, но и оформить необходимые документы и даже приобрести автомобиль. И это лучшая бизнес-модель, которую я представляю.

Сейчас, находясь в Штатах, я вижу, как подобные концепты успешно работают в самых разных сферах. К примеру, известный бренд Amazon: на логотипе мы видим стрелочку, которая указывает от А до Z. И действительно, на Amazon можно найти любой товар. То же самое у нас – полный набор услуг, большой выбор автохимии, комплектующих.

Как вы привлекаете и обучаете квалифицированных механиков для обеспечения высокого уровня обслуживания?

– Зачастую мы их ничему не обучаем, потому что ищем сотрудников с богатым опытом работы. Я определяю хорошего сотрудника по профессиональным навыкам, ответственности и желанию развиваться. Мастер каждый день учится на машинах, которые приезжают к нам в автосервис, или изучает новые модели в свободное время. Мы не приглашаем сторонних экспертов из-за высоких затрат, поэтому основной критерий – это способность сотрудников самостоятельно развиваться и изучать новые модели. Это включает в себя поиск информации в интернете и просмотр обучающих видео на YouTube.

Раис Агаев
Раис Агаев
Фото: личный архив

Зачастую такой опытный мастер проводит диагностику лучше официального дилера того или иного бренда. Потому что дилеры привыкли учиться и работать по строгому регламенту, по инструкции. Из-за этого они не всегда могут увидеть полную картину того, что произошло с автомобилем. В отличие от них ребята в обычных автосервисах больше склонны к поиску причин возникшей проблемы, через них проходят машины разных марок. Это позволяет накапливать опыт, благодаря которому мастер может дать быстрое решение. Поэтому я убежден, что простые автосервисы, предоставляющие хороший сервис, выигрывают в конкуренции.

Какие основные ресурсы и оборудование необходимы для запуска крупного автосервиса и как вы выбираете поставщиков?

– Ключевое оборудование в работе автосервиса – это, конечно, подъемники, покрасочная камера, «костоправный» робот. Очень важна «геометрия» – это отдельный подъемник, на котором регулируются развал и схождение колес. Далее следуют аппараты регулировки фар и проточки дисков, оборудование для балансировки колес – их огромное количество на любой вкус и цвет.

Выбирая поставщиков масел и автохимии, мы обычно работаем только с официальными дилерами. Это помогает обезопасить бизнес, так как покупка у непроверенных поставщиков может привести к появлению подделок на рынке. Мы выбираем поставщиков с лицензиями и необходимыми документами, подтверждающими их статус официальных дилеров. Это позволяет нам быть уверенными в качестве продукции и обеспечивает ответственность перед клиентами. Если у клиента возникнут проблемы из-за некачественного товара, мы можем обратиться к поставщику с претензиями, опираясь на заключенные соглашения.

А как вы управляете запасами в автосервисе и определяете объемы закупа?

– К счастью, автохимия и масла имеют срок годности около пяти-шести лет. Цены на масла растут каждый год, поскольку стоимость нефти формируется на основе доллара. Даже если ты случайно купишь продукт, который не пользуется спросом, его можно продать со всеми документами как минимум по той же цене. Поэтому я всегда покупаю исходя из размера автопарка клиентов, с избытком на год или два вперед. Так я спокоен, что у меня есть товар на очень долгий период. При этом популярные масла и другие виды товаров для авто дорожают через год-два порой на 100%. Однажды мне звонил официальный поставщик и говорил о том, что его оптовые цены выше, чем мои розничные. Он предлагал выкупить всю партию обратно. В этом ключ к успеху. Если есть возможность покупать товар максимально большим количеством – в какой-то момент ты станешь известен в городе тем, что у тебя самые низкие цены.

Что помогает строить долгосрочные отношения с клиентами?

– Как я и говорил ранее, мы стараемся предоставить полный спектр услуг, а также делаем акцент на лояльности. Внимательно слушаем пожелания клиентов, держим их в курсе всех работ и согласовываем с ними каждый этап перед тем, как приступить к ремонту. Наша цель – удовлетворенный клиент, который будет возвращаться в наше СТО. Мы также предоставляем комфортную зону ожидания, где клиенты могут отдохнуть и насладиться чашкой кофе, пока мы заботимся об их автомобиле.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте