Российская модель роста трещит по швам

6336
Автор: Стин Якобсен
главный экономист Saxo Bank

Лучше небольшой кризис сейчас, чем падение в глубокую пропасть потом

Эскалация конфликта между Россией и Украиной в выходные и резкое повышение учетной ставки Центробанком России в начале недели - это лишь вершина айсберга, потому что PMI в стране уже четвертый месяц держится ниже отметки 50,0.

Я был в России меньше месяца назад и уехал оттуда крайне обеспокоенным. Мне не доводилось слышать столько вопросов о «кризисе» от инвесторов, клиентов и журналистов со времен спада 2007-08. Всех интересовало только ослабление рубля, кризис на развивающихся рынках и то, насколько плохи дела в России. В любом случае, я очень люблю ездить в Россию, несмотря на то, что в последний мой визит она встретила меня 15-градусным морозом!

До кризиса профицит текущего счета в России составлял 6-8%, а в этом или следующем году уже ожидается дефицит, несмотря на высокие цены на энергоносители. В 2013 экономика выросла менее чем на 1,3% против государственного прогноза 3,0% - при этом все мои экономические модели говорят о том, что, если не начнутся реальные реформы, Россию ждет рецессия.

Новый председатель Центрального банка отважился на смелый поступок и ужесточил монетарную политику. Я понимаю это как выбор в пользу «небольшого кризиса сейчас, чтобы избежать падения в глубокую пропасть потом», поскольку необеспеченное кредитование вышло из-под контроля, в 83 регионах дефицит составляет $100 млрд, а Москва никак не контролирует расходы руководства регионов, которое расходует больше, чем зарабатывает.

Российская модель роста трещит по швам. У страны есть все ресурсы – и человеческие, и природные, чтобы стать сверхдержавой, но ей необходимы экономические реформы.

Как и в 1989 году, русский медведь устал, и Украина может стать новой Берлинской стеной, только на этот раз речь идет о ее возведении, а не разрушении - и от этого никто не выиграет! Европе нужна российская энергия, России нужны европейские инженеры и предприниматели, но сейчас мы по разные стороны баррикад, как это было в 1989 - по иронии судьбы, через четверть века после падения Берлинской стены.

Выводы:

Россия и Украина быстро возводят новую «Берлинскую стену». С экономической и политической точек зрения мы все от этого только проиграем. Волатильность резко вырастет, а фондовые рынки окажутся под давлением, поскольку все мы хорошо помним девальвацию 1989.

У любого глобального кризиса есть катализатор - русско-украинский конфликт как раз таковым и является. Но назревает еще более глубокий кризис – кризис политического руководства. Именно он тревожит меня больше всего. Рубль продолжит падать, а мировой фондовый рынок - отказываться от использования заемных средств.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить