Где зарегистрированы самолёты казахстанских авиакомпаний
Из открытых источников я собрал данные о казахстанских авиакомпаниях, их самолетах, принадлежности, формах собственности, годах выпуска, модификациях и регистрационных номерах.
Вся информация актуальна по состоянию на 1 июля 2015.
В Казахстане в гражданской авиации работают 10 авиакомпаний, эксплуатирующих западную технику. В их парке - 76 самолетов. 4 авиакомпании подконтрольны государству. Это - Air Astana, Khozu-Avia, Berkut Air (Government of Kazakhstan) и Qazaq Air. Самый большой авиапарк у Air Astana — 30 самолетов. Самый распространенный тип самолета: Fokker F100 — 11 лайнеров. Самый старый самолет в авиакомпании Sunkar Air — это Boeing 737-322, которому уже более 25 лет. Самая молодая авиакомпания с самым молодым самолетом - это Qazaq Air. Самый роскошный самолет - борт №1 Airbus A330 в комплектации Prestige. В мире всего два самолета в такой комплектации, на втором летает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Из 76 самолетов в гражданской авиации Казахстана 45 находятся в собственности авиакомпаний, 31 - в лизинге. В разрезе перевозчиков ситуация выглядит так:
- Air Astana: из 30 самолетов в собственности – 12, в лизинге 18;
— Scat (включая Sunday Airlines): из 17 самолетов в собственности - 10, в лизинге - 7;
— Bek Air: все 7 самолетов в собственности;
— 7th sky airlines: в собственности - 2 самолета;
— Caspiy: все 6 самолетов в собственности;
— Comlux KZ: из 6 самолетов в собственности 4, в лизинге 2;
— Khozu-Avia: в лизинге 2 самолета;
— Qazaq Air: единственный пока самолет государственной авиакомпании находится в лизинге;
— Sunkar Air: единственный самолет в собственности;
— Berkut Air - из 4 самолетов в собственности 3, в лизинге – 1.
Итого: из 76 самолетов в казахстанской юрисдикции находятся 39. Это значит, что при ввозе с них уплачены налоги и таможенная пошлина, авиакомпания платит ежегодный налог на имущество, и эти самолеты имеют регистрационный номер, начинающийся на UP (код Республики Казахстан).
Вот как эта ситуация выглядит в разрезе авиакомпаний. В Air Astana все 30 самолетов зарегистрированы на острове Аруба. Это офшорная зона, которая позволяет не платить налоги на имущество. А теперь представьте, что, например, Атырауский или Шымкенский НПЗ зарегистрированы где-нибудь в Голландии, и их владельцы не платят налоги в Казахстане. Глупо? Да. Надуманно? Возможно. Сколько государственный бюджет Казахстана недополучил платежей с налога на имущество, таможенных пошлин и НДС за всё время существования этой схемы в авиакомпании? У меня нет ответа на этот вопрос. Но стоит вспомнить, что 51% акций этого перевозчика принадлежит Республике Казахстан.
В государственной авиакомпании Qazaq Air единственный самолет также находится вне юрисдикции Казахстана, и тоже на Арубе. В SCAT из 17 самолетов 12 зарегистрированы в Казахстане, 5 - в Литве. У Bek Air все 7 самолетов зарегистрированы в Казахстане
Таблица. Парк воздушных судов казахстанских перевозчиков (некоторые лайнеры могут находиться в лизинге у зарубежных авиакомпаний)
№ |
Авиакомпания / Тип судна |
Количество |
Регистрационный номер |
в собственности |
в лизинге |
|
Air Astana |
|
|
|
|
|
Airbus A319 |
1 |
|
|
|
1 |
Airbus A319-132 |
|
P4-YAS |
+ |
|
|
Airbus A320 |
8 |
|
|
|
2 |
Airbus A320-232 |
|
P4-VAS |
|
+ |
3 |
Airbus A320-232 |
|
P4-KBA |
+ |
|
4 |
Airbus A320-232 (WL) |
|
P4-KBB |
+ |
|
5 |
Airbus A320-232 (WL) |
|
P4-KBC |
+ |
|
6 |
Airbus A320-232 (WL) |
|
P4-KBD |
+ |
|
7 |
Airbus A320-232 (WL) |
|
P4-KBE |
|
+ |
8 |
Airbus A320-232 (WL) |
|
P4-KBG |
|
+ |
9 |
Airbus A320-232 (WL) |
|
P4-KBF |
|
+ |
|
Airbus A321 |
4 |
|
|
|
10 |
Airbus A321-231 |
|
P4-NAS |
|
+ |
11 |
Airbus A321-231 |
|
P4-OAS |
|
+ |
12 |
Airbus A321-231 |
|
P4-KDA |
+ |
|
13 |
Airbus A321-231 |
|
P4-KDB |
+ |
|
|
Boeing 757 |
5 |
|
|
|
14 |
Boeing 757-23N (WL) |
|
P4-KCU |
|
+ |
15 |
Boeing 757-2G5 (WL) |
|
P4-GAS |
|
+ |
16 |
Boeing 757-28A (WL) |
|
P4-MAS |
|
+ |
17 |
Boeing 757-2G5 (WL) |
|
P4-EAS |
|
+ |
18 |
Boeing 757-2G5 (WL) |
|
P4-FAS |
|
+ |
|
Boeing 767 |
3 |
|
|
|
19 |
Boeing 767-3KY (ER)(WL) |
|
P4-KEA |
|
+ |
20 |
Boeing 767-3KY (ER)(WL) |
|
P4-KEB |
|
+ |
21 |
Boeing 767-3KY (ER)(WL) |
|
P4-KEC |
|
+ |
|
Embraer ERJ-190 |
9 |
|
|
|
22 |
Embraer ERJ-190 LR |
|
P4-KCC |
|
+ |
23 |
Embraer ERJ-190 LR |
|
P4-KCD |
|
+ |
24 |
Embraer ERJ-190 LR |
|
P4-KCE |
|
+ |
25 |
Embraer ERJ-190 LR |
|
P4-KCF |
|
+ |
26 |
Embraer ERJ-190 LR |
|
P4-KCG |
|
|
27 |
Embraer ERJ-190 LR |
|
P4-KCH |
|
+ |
28 |
Embraer ERJ-190 LR |
|
P4-KCI |
|
|
29 |
Embraer ERJ-190 LR |
|
P4-KCJ |
|
|
30 |
Embraer ERJ-190 LR |
|
P4-KCK |
|
+ |
|
|||||
№ |
Авиакомпания / Тип судна |
Количество |
Регистрационный номер |
в собственности |
в лизинге |
|
SCAT |
|
|
|
|
|
Boeing 737 |
6 |
|
|
|
31 |
Boeing 737-35B |
|
UP-B3712 |
+ |
|
32 |
Boeing 737-31S |
|
UP-B3710 |
+ |
|
33 |
Boeing 737-548 |
|
LY-AYZ |
|
+ |
34 |
Boeing 737-522 |
|
LY-AWE |
|
+ |
35 |
Boeing 737-522 |
|
LY-AWD |
|
+ |
36 |
Boeing 737-7GL (WL) |
|
LY-AZV |
|
+ |
|
Boeing 757 |
4 |
|
|
|
37 |
Boeing 757-21B |
|
UP-B5702 |
+ |
|
38 |
Boeing 757-21B |
|
UP-B5703 |
+ |
|
39 |
Boeing 757-21B |
|
UP-B5704 |
+ |
|
40 |
Boeing 757-204 |
|
LY-FLG |
|
+ |
|
Boeing 767 |
|
|
|
|
41 |
Boeing 767-300 |
|
UP-B6703 |
+ |
|
|
Canadair CRJ-200 |
|
|
|
|
42 |
Regional Jet CRJ-200 LR |
|
UP-CJ008 |
+ |
|
43 |
Regional Jet CRJ-200 LR |
|
UP-CJ007 |
+ |
|
44 |
Regional Jet CRJ-200 LR |
|
UP-CJ011 |
+ |
|
45 |
Regional Jet CRJ-200 LR |
|
UP-CJ012 |
+ |
|
46 |
Regional Jet CRJ-200 LR |
|
UP-CJ004* |
|
+ |
47 |
Regional Jet CRJ-200 LR |
|
UP-CJ005* |
|
+ |
|
|||||
№ |
Авиакомпания / Тип судна |
Количество |
Регистрационный номер |
в собственности |
в лизинге |
|
Bek Air |
|
|
|
|
|
Fokker F100 |
7 |
|
|
|
48 |
Fokker F100 |
|
UP-F1014 |
+ |
|
49 |
Fokker F100 |
|
UP-F1004 |
+ |
|
50 |
Fokker F100 |
|
UP-F1009 |
+ |
|
51 |
Fokker F100 |
|
UP-F1007 |
+ |
|
52 |
Fokker F100 |
|
UP-F1005 |
+ |
|
53 |
Fokker F100 |
|
UP-F1011 |
+ |
|
54 |
Fokker F100 |
|
UP-F1010 |
+ |
|
|
|||||
№ |
Авиакомпания / Тип судна |
Количество |
Регистрационный номер |
в собственности |
в лизинге |
|
7th sky airlines |
|
|
|
|
|
Canadair CL-600 |
2 |
|
|
|
55 |
Regional Jet CRJ-100ER |
|
UP-CJ009 |
+ |
|
56 |
Regional Jet CRJ-100ER |
|
UP-CJ010 |
+ |
|
|
|||||
№ |
Авиакомпания / Тип судна |
Количество |
Регистрационный номер |
в собственности |
в лизинге |
|
Caspiy |
|
|
|
|
|
Dornier Do-328JET |
2 |
|
|
|
57 |
Dornier Do-328JET |
|
UP-D3001 |
+ |
|
58 |
Dornier Do-328JET |
|
на хранении |
+ |
|
|
Fokker F100 |
4 |
|
|
|
59 |
Fokker F100 |
|
UP-F1001 |
+ |
|
60 |
Fokker F100 |
|
UP-F1002 |
+ |
|
61 |
Fokker F100 |
|
UP-F1003 |
+ |
|
62 |
Fokker F100 |
|
UP-F1008 |
+ |
|
|
|||||
№ |
Авиакомпания / Тип судна |
Количество |
Регистрационный номер |
в собственности |
в лизинге |
|
Comlux KZ |
|
|
|
|
|
Airbus A321-200 |
1 |
|
|
|
63 |
Airbus A321-200 |
|
UP-A2101 |
Berkut Air |
|
|
Canadair CRJ-200 |
1 |
|
|
|
64 |
Canadair CRJ-200 |
|
UP-C8502 |
Berkut Air |
|
|
Embraer ERJ-135 |
3 |
|
|
|
65 |
Embraer Legacy 650 |
|
UP-EM007 |
+ |
|
66 |
Embraer Legacy 650 |
|
P4-SLK |
+ |
|
67 |
Embraer Legacy 650 |
|
UP-EM010 |
+ |
|
|
Sukhoi Superjet 100 |
1 |
|
|
|
68 |
Sukhoi Superjet 100-95LR |
|
UP-SJ001 |
+ |
|
|
|||||
№ |
Авиакомпания / Тип судна |
Количество |
Регистрационный номер |
в собственности |
в лизинге |
|
Khozu-Avia |
|
|
|
|
|
Canadair CRJ-200 |
1 |
|
|
|
69 |
Challenger 850 |
|
UP-C8503 |
|
+ |
|
Canadair CRJ-700 |
1 |
|
|
|
70 |
Challenger 870 |
|
UP-CL001 |
|
+ |
|
|||||
№ |
Авиакомпания / Тип судна |
Количество |
Регистрационный номер |
в собственности |
в лизинге |
|
Qazaq Air |
|
|
|
|
|
Bombardier Q400 |
1 |
|
|
|
71 |
DHC-8-400 |
|
P4-NUR |
|
+ |
|
|||||
№ |
Авиакомпания / Тип судна |
Количество |
Регистрационный номер |
в собственности |
в лизинге |
|
Sunkar Air |
|
|
|
|
|
Boeing 737 |
1 |
|
|
|
72 |
Boeing 737-322 |
|
UP-B3717 |
+ |
|
|
|||||
№ |
Авиакомпания / Тип судна |
Количество |
Регистрационный номер |
в собственности |
в лизинге |
|
Berkut Air |
|
|
|
|
|
Airbus A320 |
1 |
|
|
|
73 |
Airbus A320-200 |
|
UP-A2001 |
+ |
|
|
Airbus A330 |
1 |
|
|
|
74 |
Airbus A330-200 |
|
UP-A3001 |
+ |
|
|
Boeing 737 |
1 |
|
|
|
75 |
Boeing 737-700 |
|
P4-KAZ |
|
+ |
|
Boeing 767 |
1 |
|
|
|
76 |
Boeing 767-200 |
|
UP-B5701 |
+ |
|
P.S. Все данные взяты из открытых источников и не включают себя информацию по нескольким авиакомпаниям, эксплуатирующим старые советские самолеты («Южное Небо», «Жетысу» и т.д., чья доля на рынке авиаперевозок ничтожно мала) или лайнеры, взятые в «мокрый лизинг» за рубежом, то есть вместе с экипажем и техобслуживанием.
Алимжан Бисембаев, маркетолог