Победит ли искусственный разум
Несмотря на большие ожидания, возлагаемые на искусственный интеллект, лишь немногие компании активно инвестируют в существующие проекты в этой области. Большинство руководителей не прогнозирует сокращения рабочих мест в обозримом будущем. Таков вывод исследования MIT Sloan Management Review и Boston Consulting Group.
Футуролог из Google составил картину технологий до 2099
Рэймонд Курцвейл - изобретатель, создавший многочисленные системы для распо... →
Более 3/4 руководителей компаний ожидают, что искусственный интеллект (ИИ) создаст конкурентное преимущество или сформирует новые направления бизнеса для их организаций; при этом лишь каждая пятая компания включила элементы искусственного интеллекта в некоторые предложения или процессы, и только каждая двадцатая внедрила ИИ в существующие процессы или предложения в крупных масштабах. Стратегия по работе с ИИ существует в менее чем 40% компаний. При этом в крупнейших корпорациях (от 100 тыс. сотрудников) вероятность существования стратегии по внедрению ИИ выше всего, однако лишь половина из них действительно разработала такую стратегию.
Этот огромный разрыв между реальностью и ожиданиями на ближайшие пять лет обнаружился в ходе глобального опроса более 3 тыс. руководителей компаний, менеджеров и аналитиков из 112 стран и 21 отраслей экономики (подробный список приложен, большинство респондентов- из США, 35%, из Казахстана –2 респондента, из России – 10, из Китая - 11). Результаты этого опроса опубликованы в аналитическом отчете Reshaping Business with Artificial Intelligence: Closing the Gap Between Ambition and Action («Преображая бизнес с помощью искусственного интеллекта: как устранить разрыв между амбициями и действиями»), подготовленном MIT Sloan Management Review (MIT SMR) и The Boston Consulting Group (BCG).
Помимо этого, результаты опроса показали: несмотря на широко обсуждаемые предположения о потере рабочих мест в результате развития ИИ меньше половины респондентов (47%) ожидают сокращений в своих компаниях в ближайшие пять лет, и почти 80% считает, что ИИ обогатит навыки существующих сотрудников. Только 31% опрошенных опасается, что внедрение ИИ сократит круг их собственных рабочих задач.
- В большинстве компаний наблюдается большой разрыв между амбициями в области ИИ и их реализацией, — говорит Филипп Герберт, старший партнер BCG и один из авторов отчета. — Помимо этого, мы обнаружили большие разрывы между современными лидерами — корпорациями, которые уже поняли, что им может дать ИИ, и внедрили его, — и отстающими компаниями. Лидеры не только намного лучше представляют, что необходимо для создания искусственного интеллекта, но и с большей вероятностью получают поддержку руководства, поскольку создают развернутое экономическое обоснование всех инициатив в области ИИ.
Основные выводы отчета:
- Три четверти респондентов полагают, что с помощью ИИ их компании смогут начать работу в новых направлениях бизнеса. Почти 85% считает, что ИИ позволит приобрести или удержать конкурентное преимущество.
- Лишь около 15% участников опроса полагают, что ИИ уже сейчас оказывает большое влияние на предложения и процессы их организации, однако примерно 60% ожидает, что это произойдет в ближайшие пять лет. Большинство компаний прогнозирует существенное влияние ИИ на информационные технологии, операционную деятельности и производство, управление цепочкой поставок и работу с клиентами.
- Более 80% опрошенных видят в развитии ИИ стратегическую возможность, в то время как почти 40% одновременно считают его стратегическим риском. Небольшая группа респондентов (13%) не относит ИИ ни к рискам, ни к возможностям.
Ответы на опрос о понимании важности и внедрении ИИ позволяют разделить компании на четыре группы в зависимости от уровня зрелости в этой области:
- Пионеры (19%): компании, которые понимают важность ИИ и уже внедрили его. Эти организации являются лидерами по включению элементов ИИ в свои предложения и внутренние процессы.
- Исследователи (32%): компании, которые понимают важность ИИ, но не внедрили его дальше пилотных проектов. Исследуя возможности ИИ, они предпочитают осмотреться, прежде чем сделать решительный шаг.
- Экспериментаторы (13%): компании, которые проводят пилотные проекты или внедряют ИИ, недостаточно глубоко понимая принципы его функционирования. Такие организации учатся на собственном опыте.
- Пассивные компании (36%): организации, которые не внедряют и плохо понимают ИИ.
- Компании из каждой группы сталкиваются с разными трудностями на пути к дальнейшему внедрению ИИ, — говорит Дэвид Кайрон, главный редактор журнала MIT Sloan Management Review и один из авторов отчета. — Пионеры смогли преодолеть проблемы, связанные с пониманием ИИ; их основная задача — решение практических вопросов в области развития или привлечения необходимого персонала и выбора приоритетов среди конкурирующих областей для инвестиций. Напротив, пассивным компаниям только предстоит понять, что им может дать искусственный интеллект. У них еще нет надежного экономического обоснования для внедрения ИИ. Возможно, у них нет и поддержки руководства. Многие из них еще не представляют, с какими трудностями столкнутся при поиске специалистов в области ИИ и применении их экспертного опыта.
Опрос обнаружил существенные различия в глубине понимания искусственного интеллекта между компаниями-респондентами. Например, 16% опрошенных были полностью согласны с тем, что их компания понимает, сколько стоит разработка продуктов и услуг на базе ИИ. Однако почти столько же (17%) респондентов оказались совсем не согласны с тем, что их организация понимает, сколько придется потратить на решение этой задачи. Аналогично, в то время как 19% респондентов полностью согласны с тем, что в их компании знают, какие данные необходимы для обучения алгоритмов ИИ, 16% не согласились с этим утверждением.