Какие тенденции влияют на рынок труда Казахстана осенью 2014
Ситуация на рынке труда Казахстана обещает интересный осенний деловой сезон, считают аналитики HR агентства Forsage.
Основные тенденции, сложившиеся на рынке труда Казахстана
1. Снижение дефицита высокопрофессиональных сотрудников – однозначно положительный факт. Это крайне важная для Казахстана характеристика, свидетельствующая о том, что программы кадровой подготовки и опыт коммерческого сектора экономики дают первые результаты.
2. Повышение уровня лояльности персонала. Люди боятся потерять престижную работу и уже не столь охотно, как ранее, принимают решение о смене места работы.
3. «Перекупка специалистов» становится менее популярным инструментом рекрутинга. По-прежнему актуальна тенденция двух последних лет, когда работодатели стремятся заполучить высококлассных специалистов, не превышая при этом среднерыночный уровень заработных плат.
4. Локальные казахстанские компании активно смотрят на рынки Украины и Белоруссии в надежде привлечь профессионалов за относительно небольшие деньги. Однако следует отметить, что финансовые амбиции украинцев, несмотря на кризис у них на родине, не меньше, чем у большинства казахстанских специалистов того же уровня квалификации, и часто не совпадают с ожиданиями работодателей.
Очевидно, что одной из самых дорогих категорий специалистов на постсоветском пространстве все ещё остаются топ менеджеры из России. Их ожидания по заработной плате в большинстве случаев превышают среднерыночный уровень приблизительно на 30-50%. Видимо, по этой причине казахстанские работодатели предпочитают топов из Украины, несмотря на упрощенную схему трудовых отношений для граждан стран ТС, в который Украина не входит.
5. Наиболее востребованные категории топ-менеджмента: специалисты по маркетингу, PR, GR (связям с государственным аппаратом), HR, главные бухгалтеры и традиционно директоры по продажам в потребительском секторе.
Более стабилен рынок в отношении персонала в области финансов, логистики, IT и ритейла.
Крайне сложной остается ситуация с кадрами в области производства (инженеры, технологи и менеджеры всех уровней), директорами по развитию (во всех индустриях), а также специалистами по строительству инфраструктурных объектов (в первую очередь, руководителями объектов строительства мостов и дорог).
Отдельно надо отметить дефицит медицинских работников и практикующих врачей. Развитие частной медицины, особенно в регионах РК, привело к росту спроса на медиков, но молодых специалистов в этой сфере все еще недостаточно.
6. Популярность стартапов растет, особенно среди молодежи. Поколение новых предпринимателей фокусирует свой интерес на проектах в сфере услуг, интернет-маркетинга, интернет-сервисов: стартовые вложения здесь относительно небольшие, а рынок не насыщен, причем локальные стартапы сейчас более активны, чем иностранные инвестиции. Молодые специалисты, зачастую с успешным опытом, готовы к рискам и не боятся оставить работу в найме ради предпринимательской карьеры.
Хороший тренд - готовность молодых людей, получивших образование за границей, возвращаться на родину и заниматься здесь бизнесом. Однако 2014 из-за девальвационных явлений, а также напряженной геополитической ситуации на Украине и в России все же характеризуется миграционными настроениями казахстанцев, многие из которых рассматривают возможности выезда на работу, а в последствие и на ПМЖ за рубеж.
В целом рынок труда Казахстана сейчас относительно стабилен и характеризуется положительно: есть определенный баланс между спросом и предложением, особенно в категории профессиональных специалистов коммерческого сектора экономики. Это означает, что при желании и правильном подходе и работодатели, и специалисты имеют возможность относительно быстро найти сотрудников или работу. Те специалисты, которые не видят для себя возможности профессиональной реализации с достойной оплатой в найме, могут начать собственное дело. Такие возможности на рынке есть.
Отдельно отмечу интерес работодателей к долгосрочным программам формирования лояльности и мотивации сотрудников через развитие репутации работодателя и HR-брендинг. Актуальность и инновационность таких программ - серьезная инвестиция в будущее компании на рынке и развитие ее кадрового резерва, потенциала и, в конечном итоге, конкурентоспособности. К сожалению, на рынке еще очень мало профессиональных сервисов по формированию репутации работодателя. Я уверена, что именно эта тема сейчас наиболее актуальный инструмент для кадровой безопасности очень многих предприятий в Казахстане.