Ссылка на Рождество

Facebook и несколько стартапов помогут в извечной проблеме выбора правильного подарка нужным людям
Джон Пуассон из Wantful хочет привить хороший вкус повсеместно
Джон Пуассон из Wantful хочет привить хороший вкус повсеместно
ERIC MILLETTE для FORBES

Ли Линден – предприниматель из Силиконовой долины, и ему надоело пропускать дни рождения и другие праздники своих друзей. В прошлом феврале он запустил приложение для мобильных телефонов и веб-сервис под названием Karma. Приложение подсоединяется к сети Facebook и предупреждает пользователя о грядущих праздниках. Вдобавок программа Линдена взяла на себя подбор и покупку подарка к празднику, оставляя продавцам заботу о доставке. Благодаря таким «голубым фишкам», как Kleiner Perkins Caufield & Byers и Sequoia Capital, Линден заработал $5 млн, но вдруг раздался звонок. Facebook собрался заниматься осязаемыми товарами и положил глаз на Karma. Социальная сеть поставила приложение перед выбором: либо становитесь нашим официальным подарочным приложением, либо попробуйте составить нам конкуренцию. Линден был поражен внезапным интересом со стороны Марка Цукерберга и возможностью сразу пойти на мировую. Они ударили по рукам, и Facebook объявил о «покупке» Линдена вместе с его инженерами и алгоритмами сразу после своего шумного IPO в мае. К концу сентября Facebook был уже готов открыть свою новую услугу дарения подарков.

С каждым годом все больше ритуалов нарушается благодаря интернету. Среди главных жертв – шопинг, знакомства и просмотр ТВ. Теперь идет война за высшее образование. К счастью, у дарения подарков есть иммунитет в размере $300 млрд годового оборота. Даже несмотря на то, что интернет облегчает и ускоряет процесс, клиенты все равно подвержены риску ошибиться с размером, стилем, вкусом или цветом. Дошло до того, что в 2009 году Оксфордский словарь официально признал эту проблему, введя термин regift (передаривание).

К началу праздников Facebook собрал такие стартапы, как Wantful, Wrapp, Gyft и Giftly, для освоения моды на социальные, мобильные и онлайн-бизнес-модели и поднятия статуса дарения подарков. К их счастью, торговля в сети находится на подъеме, Forrester предсказывает, что на время праздников подъем составит 15% в США, в отличие от застоя в ретейле. Венчурный капиталист Джереми Лью, управляющий директор Lightspeed Venture Partners, сказал: «Если вы занимаетесь стартапами по продажам в интернете, то сила на вашей стороне. Все больше и больше людей находят интернет удобным для себя».

Все внимание сейчас направлено на Facebook, который одарил уже десятки миллионов своих пользователей в США. По большому счету они делают это по старинке, но уделяют внимание упрощению процесса. Возле каждого «мне нравится» среди десятков миллионов сообщений о днях рождения они прикрепляют «сделать подарок». Кликнув, вы можете увидеть избранный ассортимент товаров от Fab.com, BabyGap, Lindt, Starbucks и iTunes. Без ведома дарителя получатель может принять подарок или выбрать другой за ту же цену. В среднем цена подарков составляет $25. Получатели должны заполнить анкету, указав адрес, а также цвет и размер подарка. Все происходит до того, как даритель даст согласие на оплату. Как только деньги снимаются с карточки, товар приходит прямиком от продавца или нового склада Facebook в Южной Дакоте.

Теперь давайте посчитаем. Если через Facebook ежедневно проходит примерно 50 млн поздравлений с днем рождения и десятая часть превращается в осязаемые подарки за $25, то ежедневные продажи составляют $1,25 млн. Если торговая наценка составляет примерно 30%, то одни только дни рождения приносят социальной сети $140 млн в год.

Вопрос остается лишь в том, чтобы Facebook выдержал издержки торговли в розницу. У них припасены сложные алгоритмы на любой случай, кроме того момента, когда продавец заворачивает и отправляет товар. Подарок приходит вместе с сувенирами от Facebook, будь то полиэтиленовый пакет или наклейка, но сама упаковка остается на совести партнеров. Ли Линден согласен с тем, что контроль качества обязателен, но он уверен в том, что существующая служба поддержки клиентов справится с новыми обязательствами.

Wantful – стартап, берущий свое начало в Сан-Франциско, использует социальные сети для упрощения процесса при выборе подарков, говорящих о хорошем вкусе. На их сайте вы сможете найти 4000 предметов, выделить 12 под типичные предпочтения именинника. Хороший вкус является главным критерием подбора подарков, и большинство из них являются редкими или уникальными. В пример можно привести подставки из состаренной древесины или коробки для еды из телячьей кожи производства MarieTurnor. Wantful присылает свои идеи в маленькой черной коробочке и составляет персонализированные каталоги, которые приходят по поч­те или на iPad. Основатель и CEO проекта Джон Пуасонн сказал: «Мы не считаем себя технологическим стартапом, скорее ретейл-брендом». По его мнению, суммарные траты каждого клиента в течение 90 дней скоро превысит $200 с валовой прибылью, приближающейся к 50%.

Одновременно с ними Wrapp хочет, чтобы вы или ваши друзья делали массу мелких подарков, например в качестве благодарности. Вы можете воспользоваться их мобильным приложением, чтобы отправить друзьям платные и бесплатные купоны для покупок онлайн или в одном из 180 ретейлеров, таких как Gap, H&M и Sephora. Это крайне выгодно для торговцев, так как за каждым пятидолларовым купоном поступают заказы на сумму в 4 или 6 раз больше. На сегодняшний день Wrapp уже выслал 4,5 млн таких купонов, но уровень их продаж остается тайной, так как деньги поступают лишь в случае использования купона. Приложение получило широкую огласку в связи с тем, что требует только одну установку для получения подарка. Вся активность приложения проходит через сети Facebook.

В Швеции преуспевает Wrapp, основанный Рейдом Хофманом и Никласом Зенстромом, одним из основателей Skype. Вскоре после запуска приложения год назад им начало пользоваться 5% населения Швеции. Самым крупным успехом стала сделка с Blackhawk Network, оперирующей миллиардами долларов на подарочных купонах в более чем 350 магазинах США. Чтобы стать крупным игроком, Wrapp потребуется увеличить свой масштаб и начать избавляться от малых операций.

Если вы занимаетесь стартапами по продажам в интернете, то сила на вашей стороне

Среди других стартапов этого вида можно выделить Gyft и Giftly, которые ожидают подъема среди онлайн-платежей. Gyft является серьезным игроком в деле подарочных купонов. Приложение позволяет отслеживать все свои электронные и пластиковые купоны через Passbook, новую операционную систему от Apple. На данный момент электронные купоны представляют трехмиллиардный бизнес, или 2,7% от общей массы, но темпы их роста начинают зашкаливать. По словам одного из основателей Gyft Си Джея Макдональда, ретелейры любят их, так как они позволяют им выбирать покупателей в зависимости от местонахождения и напоминать им о залежавшемся предложении. Однако Gyft еще предстоит интеграция с Google Wallet (несмотря на то что они являются частью Google Ventures). Таким образом, они попадают на милость ретейлерам, которым только предстоит заняться предоставлением возможности оплаты через свои купоны, находящиеся в памяти смартфона.

Giftly старается сохранить свою независимость, отдав предпочтение операторам кредитных карт. Дарители могут предложить место или категорию товара, например спортивный инвентарь, и назначить цену (в среднем $55). Затем получатели регистрируют свою карточку и платят магазину аванс, после чего они выходят в сеть Giftly и погашают трату. Основатель Тимоти Бентли говорит, что возмещение происходит мгновенно, но признает, что даже скорость света не устраняет лишних сомнений среди клиентов. С другой стороны, это намного лучше, чем быть пойманным на передаривании чужого подарка.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте