Карл Лагерфельд: Я не знаю, где архивы мадам Шанель
Глобальный рынок люкса, включая яхты, суперкары индивидуального дизайна, премиум-путешествия и круизы, по итогам 2014 оценивается в €850 млрд. При этом люксовые товары личного пользования - одежда, аксессуары, украшения и часы премиум-класса, составляют в нем почти треть - €225 млрд.
Мэр Флоренции Дарио Нарделла поприветствовал делегатов из 36 стран и вручил ключи от города Сюзи Менкес, критику моды, международному редактору Vogue, пишущей для дюжины сайтов этого издания. Именно она 15 лет назад придумала и реализовала концепцию глобальных форумов люкса, обсудив положение и судьбы индустрии с десятками дизайнеров, креативных директоров и руководителей крупнейших модных домов, редакторов и экспертов моды.
Флоренция традиционно считается первым городом в Италии, где зародилась современная индустрии люкса, и является родиной таких грандов, как Salvatore Ferragamo, Gucci, Roberto Cavalli, Ermanno Scervino, Stefano Ricci, Emilio Pucci.
Рефреном конференции стала тема технологий. Открыла форум дискуссия об Apple Watch Edition, в которой приняли участие Сюзи Менкес, вице-президент Apple Джони Айв и сотрудничающий с компанией промышленный дизайнер Марк Ньюсон, известный тем, что в 2009 созданный им стул Lockheed Lounge ушел с аукциона за £1,1 млн. Решая, относятся ли новые люксовые часы, сделанные из 18-каратного золота особого, «авторского» состава, больше к технологическому приспособлению или к часовому механизму, все трое пришли к выводу, что Apple Watch Edition - это попытка компании сделать технолюкс понятным, нужным и личным.
Антуан Арно, президент Berlutti и сын владельца империи люкса Louis Viutton Moët Henessy Бернара Арно, отметил, что мир стоит на пороге конвергенции технологий и люкса, которые, сливаясь воедино, создают новые каналы отношений с потребителями. Что вряд ли лет через сто люди станут пользоваться iPhone, но совершенно точно будут продолжать пить шампанское Dom Perignon.
О слиянии мерчендайзинга и развлечений в «merchentainment» как нового пути к сердцу потребителя в век амальгамации технологий, моды и искусства говорил еще один наследник - Дэвид Лорен, сын Ральфа Лорена, вице-президент Ralph Lauren.
О том, как в динамичной эпохе технологий меняется роль дизайнера, Сюзи Менкес решила узнать у самых ярких представителей профессии.
«Я не винтаж!», - заявил со сцены форума легендарный Карл Лагерфельд, работающий в моде с 1955. Секрет успеха дизайнера креативный директор Chanel (единственный, с кем у марки заключен пожизненный контракт, а также креативный директор Fendi и основатель одноименного бренда) видит в том, чтобы думать перед тем, как принять решения, и потом не жалеть о них, даже если они были ошибочными, и не почивать на лаврах прошлых достижений. Устремленный в будущее 77-летний маэстро низвел до нуля ценнность обращения к прошлому, сказав, что даже не знает, где находятся архивы мадам Шанель.
Креативный директор Lanvin Альбер Эльбаз поделился своим сомнением, что компьютеры не смогут заменить дизайнера, сказав: «У компьютеров есть мозг, но нет сердца».
Анна Делло Руссо, внештатный редактор Vogue Japan, и Джереми Скотт, основатель одноименной марки и креативный директор Moschino, убеждены, что дизайнер должен создавать коллекции с чувством юмора, ведь именно юмор помогает разговаривать с потребителем на серьезные актуальные темы.
Говоря о том, куда движется инустрия люкса, Анжелика Ченг, главный редактор Vogue China, рассказала, как ее издание интерпретирует и адаптирует западную моду и люкс для быстрорастущего китайского рынка и что технологии лишь повысят запросы потребителей и откроют новые ниши. «Сам масштаб Китая всё ещё стоит того, чтобы о нём напомнить».
Движение индустрии люкса и роскоши на Восток началось еще в 1990-х. Сегодня, например, у Gucci около сорока фирменных магазинов только в Китае. Примерно столько же - у Louis Vuitton, притом что во Франции, где марка существует с 1854, их не больше двадцати. Люксовые марки с гигантской скоростью расширяют свой бизнес в Юго-Восточной Азии, и регион проявляет к люксу взаимный интерес. Поэтому неудивительно, что в следующем году конференция люкса Conde Nast пройдет в Сеуле.