Эксперт о послании президента: основа формирующейся политики - ставка на укрепление среднего класса

20520

Доктор политических наук Дархан Калетаев считает послание президента 2023 года новой политической повесткой Казахстана

ФОТО: © Андрей Лунин

Послание президента, с которым он выступил 1 сентября 2023 года, во многих смыслах является судьбоносным. На фоне происходящих геополитических и климатических катаклизмов, как-то на периферии оказалась внутренняя повестка. Произошло накопление определенных разочарований, страхов, не совсем благоприятных ожиданий. Слишком сильной была постянварская социальная травма, которая не была полностью реабилитирована.

Совокупность различных инсинуаций и инцидентов, составляющих нашу текущую реальность, очень сильно подрывали социальный оптимизм и уверенность граждан в будущем. Общественная среда постоянно подтравливалась различными информационными потоками. Необходима была мощная политическая повестка, которая могла бы снять элементы дезориентации общества и мобилизовать его на конструктивные действия.

С учетом такого общественного фона ожидания от послания были достаточно высокими. Отнюдь не только из-за того, что в пабликах стали разгонять тему политических перестановок, но именно из-за того, что президент, как ранее он озвучивал, намерен был предложить новую экономическую модель развития страны.

В мировой практике применяются разные подходы, но доминирующим является развитие такой модели, которая характеризуется, как государство всеобщего благосостояния или Walfare State. Классическими системами всеобщего благосостояния являются скандинавские страны. Их характеристиками являются высокие государственные социальные расходы, высокие налоги. При этом сильной подпоркой скандинавской модели всеобщего благосостояния являются энергетические ресурсы, как например, это можно наблюдать в Норвегии.

Между тем, дискуссии по Welfare State продолжаются, учитывая вечную дилемму между социальным благосостоянием и рыночными принципами самообеспечения.

Основной методологический подход здесь заключается в том, что необходимы индивидуальные усилия, чтобы стать сопричастным государству всеобщего благосостояния. Как мы видим это в Европейском Союзе или в США. У них сейчас борьба с бедностью стала магистральной задачей. При этом решается она как налоговыми, так и системными мерами. В США, например, приняты поправки в налоговое законодательство в части принятия трехлетних налоговых каникул для многодетных семей. В США основной задачей видят преодоление детской бедности. Это усложняет инструментарий решения проблемы, поскольку требует учета социальной и родительской среды вокруг ребенка.

Климатическая повестка – это еще одна очень серьезная линия, по которой трансформируется мир. На фоне известных природных катаклизмов и новых температурных рекордов число климатических скептиков в мире существенно сократилось. Сегодня в решение вопросов «зеленой» экономики вовлекаются многие страны, даже те, которые традиционно основываются на потреблении ископаемого топлива. Уже становится очевидным, что у человечества с его темпами демографического роста и потребления, нет другого выхода, как сокращать выбросы углекислого газа, снижая энергоемкость промышленности и потребления.

Но можно выделить еще два момента, которые могут характеризовать успешные страны, способные реализовать такую экономическую модель, которая была бы чувствительной как к социальному аспекту, так и климатическому.

Это глубинная внутренняя культура и сохранение демократического вектора развития.

В каждом из этих аспектов есть свои структуры, элементы, которые, в конечном итоге, делают нацию состоятельной.

Глубинная внутренняя культура – это способность людей к совместному проживанию. Это - ответственность, предупредительность, комплиментарность и многие такие характеристики, которые сопутствуют обществу, где люди гармонизируют между собой, со средой, с институтами и т.д.

Сохранение демократического маршрута является краеугольным, если мы говорим о том, что успех в реализации экономической повестки зависит от свободы мышления. Креативность, инновационность – все это результат свободы. В «зацензуренном» обществе невозможно говорить о свободе мысли и творчества.

Основная суть эволюции капитализма на Западе в последние 70-80 лет - повышение его чувствительности к обществу, социальным запросам. Так называемые современные капиталистические общества основываются на мощной трудовой этике, самоотдаче. При этом основные корпоративные игроки, финансовые институты, банки стремятся не столько к получению прибыли, что вообще естественно для рынка, а именно к реализации определенных миссий. Репутация и имидж для них в этих контекстах имеют значительно более важное значение, чем текущая прибыль.

Таким образом, президентское послание отвечает на такие вызовы развития. Основной разворот, предложенный в послании, это внесение таких изменений и активностей, которые помогли бы трансформировать казахстанскую экономическую систему в целях создания государства всеобщего благосостояния. Этому служат его инициативы: Нацфонд – детям, вывод на народное IPO крупных компаний с привлекательным инвестиционным портфолио.

Обратите внимание на то, что президент поставил серьезный вопрос перед казахстанскими банками. Вопрос об их состоятельности в том отношении, чтобы способствовать развитию общества, а не воспринимать население, как инструмент создания прибыли. Это же явно звучит в президентских коннотациях, что еще подкрепляется его требованием привлечь иностранные банки для наращивания корпоративного кредитования.

На мой взгляд, это, можно сказать, фундаментальный вызов для казахстанского банковского сектора. Банки, по сути, представляют собой ядро капитализма. Здесь как раз аккумулируются капиталы. Однако современные банки на Западе несколько отличаются от казахстанских. Прежде всего, прогрессивностью, ориентированностью на потребности клиентов и развитие рынка, расширение возможностей, чтобы рынок расширялся и мог больше потреблять услуг банка.

Нельзя не сказать о том, что говорит президент в отношении кадрового состояния государственной службы. Это, очевидно, явный сигнал к тому, что глава государства не удовлетворен качеством кадров и тем, как работает все эта система госуправления. В постпандемический период произошел сдвиг в системе глобальных компетенций, на рынке труда, в рекрутинге, в технологиях. Сейчас активно происходит внедрение технологий искусственного интеллекта. Естественно, что это влияет на смещение в планке требований к государственным служащим.

Сейчас казахстанский госаппарат переживает фазу смены поколений, когда старое поколение профессиональных госслужащих сменяется на новое. Это как в большом спорте, бывают периоды, когда меняются команды, спортсмены, династии. И в этот период сложно добиваться больших результатов, но другого выхода нет, поскольку команда уже заявила о себе и находится в первой лиге. Ей надо играть, чтобы продолжать держать планку. Если сейчас сдашься, потом будет сложно восстановиться.

Кадровая политика нуждается в модернизации во многих аспектах. Не только в институциональном, образовательном, но, в том числе, и в политическом. Не случайно, президент сказал о том, что будет создан кадровый резерв для политических госслужащих. Это означает, что поднимается уровень внимания политическому уровню госслужащих. Если посмотреть на пример западных стран, то политические служащие там – это действительно политики. Они являются депутатами парламента, выдвигают и отстаивают политику в конкурентных дебатах в парламенте. То есть у правительства и парламента должен быть приводной ремень двигателя внутреннего сгорания, который приводит эти два рычага в действие. У политиков должен быть драйв в электоральной борьбе. Они должны добиваться победы на выборах в конкурентной борьбе, прилагая все свои силы. Поэтому для них важно сдерживать свои обещания и удерживать электорат, чтобы не проиграть на следующих выборах.

В этом отношении очень важно, что президент говорит о том, что для целей кадровой политики будут использоваться потенциалы казахстанских политических партий. И это является частью того большого магистрального пути, который выстроил глава государства, – это продолжение политических реформ.

В этом уникальность нашей судьбы и того политического процесса, который мы наблюдаем. Казахстан - одна из немногих стран региона, которая сохраняет демократический вектор развития. Это одна из, пожалуй, сложнейших задач, которую приходится выполнять в условиях новых волн авторитаризма в мире, на которые указывают западные эксперты. Даже нашим ближайшим соседям сложно с этим справляться.

В этих условиях наша страна продолжает движение вперед, проводя важные реформы по децентрализации, разграничению бюджетов между уровнями управления, по выборности.

Президент демонстрирует свою интеллектуальную платформу, что проявляется в стремлении находить оптимальные балансы. Во внутренней политике Глава государства видит свою задачу перебалансировать политическую систему, чтобы снизить концентрацию политической власти. При этом Президент сохраняет достаточный объем полномочий, чтобы удерживать равновесие в системе в критический период. Однако постепенно все приучаются жить в более сбалансированной, «расщепленной» политической системе. Уровни власти и должностные лица должны иметь как достаточный объем ресурсов, так и ответственности, чтобы принимать решения самостоятельно.

Мы живем в новые времена, когда политические полюса иерархий становятся все более приплюснутыми и многие вопросы решаются через горизонтальные связи, через сети. Это становится ключевым принципом управления, когда в рамках определенных задач выстраиваются сети, проектные команды, не чиновники, а лидеры, которые видят свои миссии и способны вести за собой людей.

Важным сдвигом, который демонстрирует послание, является изменение политического позиционирования президента. Может быть, этот сдвиг не виден так явно, но мы должны об этом сказать.

С новым посланием президент обозначил две стратегические политические линии.

Первая - он намерен существенно трансформировать Казахстан к тому периоду, как истекут его конституционные полномочия. Он намерен в целом построить новый Казахстан, в связи с чем основные планы и программы видят конечной датой 2029 или 2030 годы. То есть президент намерен стать фигурой глубокого, реального политико-экономического транзита, при котором Казахстан трансформируется в то, что мы называем «государство общего благосостояния».

Вторая линия, которая обращает на себя внимание, – президент обозначил задачу консолидации общества на новом этапе. Ранее такая задача не стояла, поскольку власть занималась демонтажем системы, основанной на культе личности. Происходили судебные разбирательства, уголовные дела по многим вопросам из прошлого. Это был трудный период и вопросы, связанные с возвращением капиталов, показывают, что, скорее всего, он еще не завершен в полной мере.

Главное - президент определил для себя новый подход, скорректировал миссию к тому, чтобы начать объединять общество, вносить элементы конструктивизма и оптимизма в условиях, когда внешний мир сегодня полон неопределенности.

Однако основой такой формирующейся политики президента является ставка на укрепление среднего класса. Об этом говорят практически все посылы президентского обращения, включая модернизацию системы госзакупок, поддержку среднего бизнеса, расширение корпоративного кредитования, развитие агроферм. Все, что мы говорим о костяке казахстанской экономики, – индустрии, электроэнергетике, аграрном производстве, науке, инновациях – все это мощный компонент среднего класса. Посыл о развитии креативных индустрий – это мощный сигнал к оживлению среднего класса, который в мировой литературе часто еще называют креативным классом. Именно средний класс и создает добавленную стоимость. Новая экономическая модель призвана сделать так, чтобы больше национального дохода, больше финансирования распределялось в среднем классе.

В прошедшие годы именно этот сегмент социальной структуры как-то выпал из поля зрения государства, поскольку ему приходилось работать в условиях постоянной чрезвычайной ситуации. Необходимо было спасать жизни людей во время пандемии, эвакуировать людей из зон конфликта, балансировать свои внешнеполитические вектора, выравнивать энергетическую политику, преодолевать последствия аварий, конфликтов и многое другое. Средний класс оказался на обочине и в некотором смысле дезориентирован.

Произошла переоценка ценностей. Как отмечают эксперты, в постсоветских авторитарных странах средние классы были подвержены некоторой консервативной идеологии. Они в некотором смысле смирились с авторитарным кредо своих стран и даже стали находить в этом некоторые плюсы для себя. Однако после известных событий, после конституционной реформы, цикла выборов, в результате которых произошла перезагрузка власти в стране, состояние казахстанского среднего класса поменялось. Он переориентировался на либерально-демократические ценности. И в этом видится один из результатов того, что Казахстан продолжает свой демократический вектор развития.

Как это уже доказано исследователями, есть четкая корреляция между тем, какой политический курс держит страна, и чувствительностью к климатической повестке. Демократические страны, как правило, более внимательны вопросам климата и «зеленой» повестке. Все потому, что демократия – это не обязательно создание идеального или перфект-мира. Это создание возможностей для всех, чтобы они могли конструировать тот мир, какой они хотели бы видеть. Построение государства всеобщего благосостояния связано со свободой выбора.

И мы видим, как президент ставит такие вопросы, которые настроены на укрепление конкуренции в стране – экономической, политической, электоральной. Конечно же, здоровой конкуренции. Основой политической конкуренции является развитие сильного среднего класса, а, значит, малого и среднего бизнеса. Это поставит под контроль и зарегламентирует деятельность монополистов, чтобы тарифная политика правительства не выглядела, как стремление нажиться на людях.

Президент настоятельно внедряет критерии справедливого и ответственного общества. Можно читать послание и не понять в его отрывках весь смысл, но ключи ко всему выступлению даны в конце, когда президент говорил о концепции «Адал азамат».

Крупным шагом послания является то, что в центр государственной политики выставлена категория качества жизни. При этом очень показательным является то, что президент впервые сказал о человекоориентированном госуправлении. Это абсолютно меняет понимание того, что делает сейчас государство и как следует менять отношения между госорганами и общественными группами.

Смысл послания президента можно понять в комплексе всего его содержания. Президент намерен и рассчитывает поднять интеллектуальный уровень государственной политики и качество управления, выдвигая вот такие глубокие и содержательные концепты.

Фундаментально послание стоит на глубокой вере в состоятельность Казахстана, нашего народа и того, что мы сумеем пройти через кризисы окрепшими и займем еще более сильное место в новых геополитических, геоэкономических и транспортно-логистических балансах, которые сейчас формируются.

Дархан Калетаев, доктор политических наук

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить