Большие перемены
Значительным же минусом большинства ИТ-систем и проектов в Казахстане является их ориентированность на западные технологии. Стоит обратить внимание на практику России по активному импортозамещению. В правительстве РФ принята и активно поддерживается стратегия перехода госкомпаний на свободное программное обеспечение (СПО). При этом российские ИТ-компании начали агрессивную политику проникновения на рынки ЕАЭС. Стремление России расширить свои возможности в рамках Евразийского экономического союза приведет к поглощению мелких ИТ-организаций более крупными и устойчивыми российскими компаниями. Зато вновь образованные или преобразованные смогут составить серьезную конкуренцию мировым игрокам ИТ-отрасли. Именно сейчас казахстанские игроки ИТ-рынка должны принять решение о формате своего дальнейшего существования: сохранить компанию и начать активно бороться за клиентов, повышать свою значимость, наращивать экспертизу, квалификацию кадров – или же искать партнеров.
Несмотря на то что договор о создании ЕАЭС между Россией, Беларусью, Казахстаном и Арменией вступил в силу уже полгода назад, процесс выработки общих принципов, регламентов, уровней взаимодействия в ИТ-отрасли только начинается.
Сложившаяся экономическая ситуация и политическая нестабильность подталкивают ИТ-компании этих стран к интеграции, унификации и заимствованию опыта у сильнейших игроков рынка. Казахстан и Россия проявляют огромный интерес к инновационным инструментам управления и оптимизации бизнес-процессов во всех эшелонах государственной власти.
Основной преградой для укрепления взаимоотношений между ИТ-компаниями является отсутствие работающих нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения игроков рынка из числа участников ЕАЭС.
До сих пор не проработанным остается вопрос обмена информацией между министерствами и ведомствами стран-партнеров. Нет единого центра обработки информации и стандартизации формата обмена данными. Между тем, чтобы иметь преимущество в новом экономическом пространстве, нужно уже сейчас, не теряя времени, начать заниматься унификацией бизнес-процессов, механизмов и форматов взаимодействия. Всем заинтересованным лицам следует быстро договориться, определить единую концепцию развития. Драйвером роста местного ИТ-рынка может служить выработка единых принципов многофункциональных центров и ЦОНов.
Немаловажно для Казахстана в ходе становления ЕАЭС накапливать интеллектуальный капитал: создавать большое количество центров межгосударственных корпораций, центров компетенций и разработок, искать специфические наукоемкие области, где можно значительно продвинуться, уделять максимум внимания расширению научной базы, вести подготовку квалифицированных кадров, которые не уступают зарубежным, формировать инновационные ИТ-парки.
Все это вместе с разумной ценовой политикой (имеется в виду возможность работать по более низким ставкам и экономия на командировочных и других затратах) должно послужить основой развития ИТ-отрасли в целом.