Кинолюбители с велосипедами
На экране группа маленьких китайских мальчиков сооружает механическую модель педального кинотеатра из своих велосипедов и подручных средств, чтобы досмотреть интересный фильм, прервавшийся из-за сбоев с электричеством. Дети справляются с конструкцией, и телевизор начинает работать от движения педалей.
К началу просмотра этого фильма Айша Жандосова и Асия Тулесова, основатели общественного фонда Common Sense, уже некоторое время занимались поиском творческой идеи, меняющей жизнь города к лучшему, в рамках конкурса, организованного Гете-Институтом в 2011 году, который они так и не выиграли. Так что совсем неожиданно дети с экрана подали простую идею, которая объединила страсть девушек к кино и ценности, для развития которых был создан ОФ Common Sense.
«Нам часто говорят, что надо сохранять электроэнергию, но она невидима и неосязаема. Идея педального кинотеатра дает возможность превратить энергию во что-то физическое, «понять» ее опытным путем, одновременно привлекая внимание к общим экологическим вопросам и вдохновляя людей подумать, что они могут сделать для того, чтобы изменить мир к лучшему», – говорит Асия Тулесова.
Камера-обскура
«Нам уже удалось провести несколько воркшопов. Вспоминается один – многоступенчатый, под названием «Камера-обскура».
Проводился он в летнем лагере с детьми совершенно разных возрастов (7–15). Мы привезли туда и поставили в поле большой, изолированный от света куб. Заводили в него ничего не подозревающих детей, а спустя несколько секунд снимали крышку, открывали маленькое отверстие в стене и – вуаля! – на противоположной стене в этой кромешной темноте upside down вырисовывался окружающий пейзаж.
Вот так ребята познакомились с оптическим эффектом камеры-обскуры (темной комнаты). Но это было только начало – рассказав о практическом применении этого принципа, главным образом в фотоаппаратах, мы предложили детям изготовить свои собственные из кока-кольных банок и даже «словить» свой кадр (засунув в банку светочувствительную фотобумагу). Что и было ими успешно сделано!
Так в один день удалось побыть художником-дизайнером, узнать что-то новое из науки и даже «вернуться в прошлое», по-советски проявляя фотографии в ванночке с проявителем», – рассказывает Айша Жандосова.
Кроме того, педальный кинотеатр оживает только тогда, когда люди работают вместе и друг для друга, добавляет Асия, имеющая большой опыт в организации кинотеатров. В летнее время для детей из своего родного микрорайона Жетысу она ставила прожектор и даже заказала экранное полотно специального размера, чтобы показать нескольким детям качественное кино. Проект просуществовал все лето, став в определенном смысле прародителем педального кинотеатра, обеспечив девушек необходимыми навыками в области репертуара и звука.
Знания в области сооружения конструкции кинотеатра пришлось приобретать самостоятельно. Прототипом послужил кинотеатр английского проекта Magnificent Revolution, в ряды которого входят артисты, музыканты, дизайнеры, экологи и инженеры.
Педальные, или, как их еще называют, «белые», кинотеатры работают от энергии, вырабатываемой человеком, который крутит педали. Один велосипедист может генерировать около 50 ватт в час, для сравнения: этого количества энергии хватает для работы одной лампочки.
Так что для первого показа короткометражного фильма привлекли четырех человек с велосипедами. Поставили их по бокам экрана на открытом воздухе и подключили к генераторам электрического тока, которые были соединены с проектором и колонками.
Первыми участниками проекта стали друзья и знакомые основателей. На сам показ, который состоялся в сквере за площадью «Астана» (Старая площадь), привлек около 300 зрителей. Правила участия довольно просты: не крутить педали назад и поднять руку, если сидящий на велосипеде хочет, чтобы его заменили.
«Для этого у нас всегда должны быть добровольцы, которые готовы сменять друг друга, потому что физическая нагрузка в педальных кинотеатрах довольно высокая», – рассказывает Айша Жандосова. Сразу после первого показа кинотеатр стал заложником успеха – мощность звука была недостаточной для большой аудитории.
«Систему пришлось совершенствовать от показа к показу опытным путем. Открыли для себя, что в зависимости от того, чем заполнишь регуляционную коробку, можно помочь наездникам вырабатывать больше энергии при минимальных затратах и накапливать ее, – делится Айша. – Или вот, например, очень много зависит от длины удлинителя». Всего в рамках проекта прошло восемь показов. К концу лета Common Sense удалось добиться того, чтобы показать полнометражный фильм в хорошем качестве.
«Фильмы в педальных кинотеатрах должны быть динамичными и интересными и нести какую-то идею, вдохновлять людей», – рассказывает Асия, ведь, несмотря ни на что, цель кинотеатра – собрать вместе незнакомых людей, которые чему-то вместе научились бы или просто провели вместе время.
В последующем эти же люди смогут поучаствовать добровольцами и в других проектах фонда – по принципу «научись сам и поделись знанием с другим».
«Любой невидимый и непонятный нам процесс часто вызывает у нас лишь одну реакцию – поменять ничего нельзя, все идет, как идет. Мы же думаем, что все возможно», – говорит Айша.
Для этого фонд планирует провести программы для школьников – идея состоит в том, чтобы дети сами выявили и разрешили проблему, волнующую их (начиная, скажем, со школы). Взрослые же будут играть в этом проекте роль модераторов-помощников – вместе с детьми изучать глубже саму проблему, выслушивать идеи-решения, находить экспертов (из взрослого мира), чей опыт и навыки могли бы быть полезными.
«Главной целью всех проектов Common Sense является empowerement – хочется, чтобы в конце проекта дети больше поверили в себя, в свои силы и способности. А также, что важно, справившись с одной проблемой, были вдохновлены «увидеть и взяться» за решение других проблем и несправедливостей», – рассказывают основатели фонда.
Другой проект фонда – это воркшопы по выходным, вне школы, для детей и взрослых. Своеобразные мастерские – что-то вроде продвинутой изостудии, где проекты будут выбираться согласно их увлекательности, а не уровню подготовленности или возрасту участников.
Как говорят в Common Sense, сейчас в мире творит очень много интересных дизайнеров, художников, архитекторов и просто активистов-мейкеров (makers), чьи проекты удивительны (и визуально, и своей функциональностью, и часто простотой), – хочется повторить, развить их идеи с людьми нашего города. «Допустим, вырастить себе трон из кристаллов или сколотить печку, работающую на солнечной энергии. Столько всего возможно – интернет пестрит diy-инструкциями! Очень бы хотелось через проекты и мастерские поделиться этой творческой энергией и заразить наших участников духом «сделай сам», – делятся планами в Common Sense.