Почему Нацбанк РК не регулирует рынок онлайн-кредитов

Новый сегмент рынка микрокредитования – онлайн-кредиты «до зарплаты» - бурно развивается в Казахстане. Популярность быстрых кредитов, которые можно получить, не отрываясь от своего компьютера или смартфона, растет среди населения день ото дня

Сегодня это направление бизнеса развивается свободно, без вмешательств регулятора, движимое лишь общими законами государства и рынка, а также внутренними нормами самих компаний. О том, какие перспективы могут ожидать казахстанский рынок онлайн-кредитования, поможет разобраться опыт соседней России, где этот бизнес зародился на несколько лет раньше и уже находится под пристальным вниманием государства.

Игроки отрасли онлайн-кредитования наперебой отчитываются о трехзначных темпах роста, и факты это подтверждают: если первый онлайн-кредит был выдан в 2014, то, по данным Первого кредитного бюро (ПКБ), на 1 апреля 2017 размер кредитного портфеля уже достиг 18,8 млрд тенге. Только за последний год объем выданных кредитов вырос на 356% — до 8,9 млрд тенге. Хотя это лишь 0,4% от всего потребительского кредитования, трехкратные темпы роста впечатляют на фоне общего спада в экономике. Становится очевидным, что в данной отрасли работают совсем другие экономические драйверы.

«Скорая финансовая помощь» или гнет ростовщиков?

Резкое снижение темпов экономического роста, почти двукратная девальвация тенге, стремительный рост инфляции (14,6% в 2016), и, как следствие, снижение реальных доходов населения (на 2,8% в 2016) обострили у потребителей необходимость в заемных средствах для покрытия своих текущих нужд.

В то же время банки, погрязшие в борьбе с невозвратными долгами, с одной стороны, и ограниченные в текущем фондировании, с другой, отвернулись от высокорискованного потребительского сектора: в кризисном 2016 банковский рынок потребительских кредитов сжался на 3,1%.

И здесь очень кстати на рынок стали заходить онлайн-компании, предлагающие дистанционно оформить небольшие кредиты без залогов и подтверждения доходов. Примечательно, что многие пионеры онлайн-кредитования в Казахстане имеют российские или европейские корни: апробировав технологии и получив опыт на своих локальных рынках, они начали международную экспансию.

Онлайн-кредиторы называют себя «скорой финансовой помощью», так как обеспечивают быстрый доступ к деньгам 24 часа в сутки. Отметим, что большинство участников рынка указывают на всплеск спроса на микрокредиты к 25 числу месяца – предыдущая зарплата потрачена, до следующей еще неделя. Многие компании первый кредит предлагают взять бесплатно – небольшую сумму на короткий срок. А затем, если «новобранец» оказался дисциплинированным и вернул кредит вовремя, одновременно почувствовав вкус быстрых и легких денег, ему очень настойчиво предлагают взять еще и еще, каждый раз увеличивая допустимую сумму займа. В среднем, размер кредита варьируется от 5 до 150 тыс. тенге сроком от 3 до 30 дней, со ставкой 1-2% в день. Целевая аудитория рынка – лица, не охваченные потребительским кредитованием традиционных банков и МФО: заемщики с плохой кредитной историей, не способные подтвердить свои доходы, либо не соответствующие другим стандартным требованиям банков.

Необходимо отметить, что ежедневная процентная ставка 1-2% - это минимум 360-730% годовых, что совершенно несопоставимо со ставками по потребительским кредитам, которые выдают банки и традиционные микрофинансовые организации. Такие высокие процентные ставки отчасти объясняются высоким риском невозврата по онлайн-кредитам. То есть, по сути, дисциплинированные заемщики вынуждены платить и за себя, и «за того парня», который кредит не вернул.

Хотя онлайн-компании заявляют о практически совершенных скоринговых системах, которые учитывают даже профайл заемщика в соцсетях, есть основания полагать, что уровень просроченных кредитов в портфелях компаний весьма высок. Однако в связи с тем, что онлайн-кредиторы не проводят официальную классификацию своих активов и не предоставляют отчеты в Национальный банк, достоверной информации об уровне просрочек в настоящее время нет. Покуда компании используют собственные средства или средства своих материнских компаний для фондирования займов, они несут ответственность за высокие риски лишь перед собой и своими материнскими компаниями. Но когда они привлекают средства инвесторов или кредиты банков, качество их кредитных портфелей становится уже проблемой для экономики.

В тренде саморегулирование

Сегодня рынок онлайн-кредитования не регулируется Национальным банком, при этом деятельность других микрофинансовых организаций (МФО) требует обязательной регистрации у главного финансового контролера. Соответственно, на компании, предоставляющие онлайн-займы, не распространяются требования по наличию собственного капитала и прочим пруденциальным нормативам, по обязательным резервам, просроченной задолженности, размеру максимально допустимой процентной ставки и т. д. Компании не предоставляют отчетность в Национальный банк, о результатах их деятельности можно судить лишь по их собственным отчетам в прессе.

Однако в 2015 участники рынка проявили инициативу к саморегулированию и создали Казахстанскую ассоциацию Финтех. На ее базе были разработаны некоторые отраслевые стандарты для работы компаний. В частности, введен возрастной ценз заемщика (не младше 18 лет), ограничена максимальная сумма взыскания по кредиту в случае просрочки (не более четырех тел суммы остатка основного долга), установлены нормы прозрачности условий договора и т.д. Однако стандарты, разработанные ассоциацией, являются очень общими, не противоречат политике компании, ведущей добросовестную практику, и по сути носят скорее рекомендательный, чем директивный характер, так как контрольными функциями ассоциация не наделена.

Отсутствие регулирования и надзора со стороны Национального банка объясняется тем, что, во-первых, рынок на сегодня очень мал и не несет системных угроз для экономики, цена же регулирования будет несопоставимо высока по сравнению с объемами рынка. Во-вторых, необходимо дать рынку возможность получить собственный опыт, выработать собственные практики работы с клиентами.

Хотя ввиду небольшой суммы онлайн-займов их доля на рынке потребительского кредитования действительно незначительна, по данным ПКБ в 1 квартале 2017 количество обслуживаемых заемщиков онлайн-кредиторов составило 90 тыс. человек, что, учитывая краткосрочный характер онлайн-займов, охватывает 10% от общего количества розничных заемщиков, получивших займы за этот период. А это уже аудитория, достойная внимания и защиты регулирующими органами.

А как у них?

Первые онлайн-кредиторы появились на российском рынке в 2011 и сразу были обязаны регистрироваться в качестве микрофинансовой организации (МФО) в Центральном банке России.

То есть, для рынка онлайн-займов не существует отдельного регулирования, они изначально рассматривались как часть рынка микрофинансовых организаций со всеми вытекающими отсюда нормами, правилами и ограничениями. При этом, если в первые годы рынок развивался в достаточно мягких условиях, то к 2014-2015 стало очевидным, что назрела необходимость применять более жесткие меры регулирования и надзора.

С ростом рынка микрокредитов увеличивалось и количество жалоб населения на недобросовестную практику некоторых компаний. Так, к примеру, по данным Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, в 2015 количество жалоб на финансовые организации достигло 60% всех поступивших обращений, и основная часть из них – на МФО. Ситуация накалилась настолько, что члены Совета Федерации Федерального собрания РФ обратились с запросом в Центральный банк о необходимости ужесточения регулирования МФО, особенно обращая внимание на грабительские процентные ставки по кредитам.

В результате в России происходит планомерное ужесточение правил работы онлайн-кредиторов, направленное на снижение уровня закредитованности потребителей и вывод с рынка недобросовестных МФО. Установлены нормативы в части достаточности собственных средств и ликвидности, ограничения по величине процентных ставок и взиманию пени и штрафов, требования по обязательным резервам по просроченным долгам, по предоставлению обязательной отчетности и т.д. Более того, всех микрокредиторов обязали быть членами саморегулирующихся организаций, которые также наделены контрольными функциями. А с 2016 все игроки рынка разделяются на микрокредитные (МКК) и микрофинансовые (МФК) компании, в зависимости от статуса варьируются размеры предоставляемых ими кредитов и источники фондирования (см. таблицу).

Основные нормы регулирования МФО в России

Размер собственных средств

МКК - до 70 млн руб.
МФК - свыше 70 млн руб.

Источник фондирования

МКК - собственные средства,
инвестиции собственников
МФК - собственные средства,
выпуск облигаций, привлечение средств физических и юридических лиц

Размер займа

МКО - до 500 тыс. рублей
МФО - до 1 млн рублей

Ограничение полной стоимости потребительских кредитов*

795,636% за год (2,18% в день)**

Резервирование по
просроченным долгам

от 50% до 100% от суммы основного долга в зависимости от срока

Ограничение начисления
процентов по займу

сумма начисленных процентов не более 3-х кратного размера суммы займа

Ограничение плат при просрочке

сумма начисленных процентов не более 2-х
 кратной суммы остатка основного долга

* Алгоритм расчета полной стоимости потребительских кредитов в России примерно соответствует алгоритму расчета эффективной процентной ставки по кредиту в Казахстане

**Для микрокредитов до 30 тыс. руб., сроком до 30 дней (на IV кв. 2017)

В результате только в 2016 мегарегулятор исключил из реестра более 1,7 тыс. недобросовестных МФО. Однако, несмотря на сокращение количества игроков, по данным Центрального банка, портфель займов микрофинансовых организаций с марта 2016 по март 2017 вырос на 39%, а общее количество их заемщиков увеличилось на 55,7%. Причем рост портфеля кредитов «до зарплаты» происходил в основном за счет онлайн-займов, их доля уже занимает почти половину общего портфеля.

Источник: Центральный Банк РФ

По заявлению Центрального банка России, в ближайшие год работа по ужесточению требований к участникам рынка продолжится. В частности, уже обсуждается вопрос дальнейшего сокращения максимальных процентов по займу до 1,5-кратного размера кредита (в 2016 был 4-кратный, в 2017 – 3-кратный). В результате можно ожидать дальнейшую концентрацию на рынке: консолидацию небольших компаний, уход «слабых» и недобросовестных игроков.

Таким образом, российский регулятор осознает, что спрос на микрокредитование всегда существовал и будет существовать, ведь для многих потребителей это - самая распространенная возможность «перехватить» денег до зарплаты. Доля микрокредитов на рынке будет только увеличиваться, причем рост будет приходиться в основном на онлайн-кредитование. В этой ситуации задачей Центрального банка является вывод этого сектора из «тени», внедрение стандартов и психологии цивилизованного, добросовестного, прозрачного и даже гуманного ведения бизнеса - тем более, когда речь идет далеко не о самых обеспеченных слоях населения.

Казахстан на перепутье

Среди методов любого регулирования можно выделить ограничивающее, активное и пассивное.

США в сфере онлайн-кредитования, по мнению экспертов, придерживаются ограничительного регулирования, что серьезно сдерживает рост данного направления. По-видимому, это делается для защиты существующих банковских гигантов и сдерживания уровня закредитованности населения. Европа, в частности, Великобритания, в духе свободной конкуренции активно регулирует финтех-инновации для стимулирования их роста, а не сдерживания, как в США, что позволило ей стать хабом для развития данных технологий. Пока именно европейский опыт является моделью для многих регуляторов по всему миру.

Что же касается Китая и России, то, столкнулись с взрывным ростом онлайн-кредитования и участившимися случаями обмана и махинаций в крупных масштабах, они вынуждены в спешном порядке вводить меры ограничительного характера для направления этого роста в более цивилизованные рамки. Это действительно логично на фоне сравнительно низкого уровня жизни и финансовой грамотности населения, низкой социальной стабильности, неразвитой правовой базы - всего того, что характерно и для Казахстана.

Наша же страна, несмотря на схожесть условий с Россией и Китаем, пока полагается на пассивное регулирование по принципу «стартап-песочницы» - позволяя индустрии самостоятельно выработать приемлемые нормы саморегулирования. Однако, думается, недалек тот момент, когда онлайн-кредитование станет заметным общественно-экономическим явлением, которое объективно потребует сделать выбор между активным или ограничительным регулированием. Хотелось бы надеяться, что при этом удастся избежать возникновения резонансных событий, как это было, например, с обманутыми участниками долевого строительства.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте