Когда Apple представит свой автомобиль Titan?
Дополнительную пищу для дискуссий вокруг автомобильных амбиций «яблочников» дала недавняя публикация Wall Street Journal, сообщившего, что компания утроила количество специалистов, работающих над проектом с кодовым названием Titan.
Если до недавнего времени в проект было вовлечено 600 человек, сейчас их количество приближается к 2 тыс, написало издание. Также в сообщении было указано, что Apple определили 2019 как год начала продаж собственных автомобилей.
Хотя информация о проекте тщательно скрывается, уже ясно: на Titan пойдёт существенная часть финансовых активов Apple. Впрочем, они у компании есть в достаточных для развития нового бизнеса объёмах: в конце 2 квартала 2015 денежная «подушка» Apple (количество наличных, которые компания постоянно хранит) достигла рекордной отметки в $202,8 млрд. Эта цифра вызвала шквал резкой критики в адрес компании: во-первых, потому что эти средства не были разделены между акционерами, а во-вторых, ввиду недавнего шага Apple - программы масштабного выкупа собственных акций для возвращения капитала вместо инвестирования в дальнейший рост.
Однако среди влиятельных бизнес-фигур мирового масштаба есть достаточно тех, кто целиком и полностью поддерживает новую инициативу Apple. Так, знаменитый финансист-миллиардер Карл Айкан, описывая преимущества вхождения Apple в автомобильный бизнес, отметил: «$1,6 трлн – грандиозный незакреплённый рынок для новых автомобилей, и он примерно вчетверо больше рынка смартфонов. Мы верим, что слухи о том, что Apple представит автомобиль под своим брендом к 2020, оправдаются, и к этому времени самоуправляемые автомобили появятся на дорогах».
Напомним, ранее компания Apple уже сделала попытку проникновения на автомобильный рынок, представив систему CarPlay, позволяющую подключить iPhone к автомобилю для интеграции Siri и других служб. Это может стать козырем Apple, считает Айкан.
«В сфере мобильных устройств, где программное обеспечение и сервисы имеют критическое значение, продукция Apple дифференцируется благодаря дизайну, бренду и потребительскому опыту. Таким образом, можно ожидать, что автомобиль Apple также будет иметь уникальное позиционирование», - делает вывод Айкан.
Когда в июне 2015 шеф бюро Forbes в Детройте Йоанн Мюллер изложил 10 причин, почему Apple должны пойти в автомобильный бизнес, главными среди них он назвал финансовый капитал и ценность бренда. Кроме того, Apple, как и Tesla, имеет возможность войти в капиталоёмкую отрасль промышленности без традиционных издержек, которые обременяют авторитетных игроков на рынке, таких как Большая детройтская тройка, Toyota и Volkswagen. Причём сейчас весьма выгодный момент для представления общественности нового электрокара, гораздо более безопасного для окружающей среды, чем его бензиновые собратья, производители которых подвергаются в последнее время суровой критике. Напомним, что акции Volkswagen уже упали на 16% из-за скандала, связанного с использованием приборов, занижавших во время тестирования показания уровня вредных веществ в выхлопных газах автомобилей концерна, чтобы соответствовать обещаниям, данным в масштабной рекламной кампании, проведённой в США.
Таким образом, автомобильный бизнес сегодня нуждается в новых решениях и существенной отраслевой экспертизе, и у Apple в этом смысле есть все шансы на успех. По имеющимся данным, сегодня компания нанимает, в основном, инженеров, работавших ранее в Tesla и других автомобильных компаниях. Также есть мнение, что в Apple могут найти подрядчиков для выпуска собственных транспортных средств, действуя так же, как они это делали при выпуске своих мобильных устройств.
Симона Янковски, аналитик одного из крупнейших в мире инвестиционных банков Goldman Sachs, отметила, что производство автомобилей будет контрастировать с обычным бизнес-подходом Apple, заключающимся в использовании модели облегченных активов. «Впрочем, это может быть партнёрство или работа с предприятиями-субподрядчиками, подобно сотрудничеству Apple с производителем электроники Foxconn, занимающимся сборкой iPhone», - считает Янковски.
Использование модели облегченных активов также отвечает на логичный вопрос, который возникает во время размышления над тем, какую сумму Apple потратит на развитие собственного автомобильного бизнеса: почему бы им просто не купить Tesla?
Компания Элона Маска с рыночной капитализацией в $34 млрд может быть приятной для поглощения в финансовой перспективе, но, возможно, это меньше, чем могут получить Apple, занимаясь производством, а не только дизайном автомобилей. Ведь основной причиной неудач Tesla в последние пару лет были именно сборка и проблемы с достижением намеченных показателей по производству продукции.
Какой бы стратегии Apple ни следовали, представители банка Goldman Sachs согласны с Карлом Айканом: Apple идеально подходит для того, чтобы взяться за развитие новой для себя категории, ориентированной на потребителя.
«Автомобиль – как дом: это другая сфера, в которой Apple может повысить свою эффективность посредством внедрения своей операционной системы», - отметила Янковски.
Аналитик Стивен Милунович привел ряд веских причин в поддержку инициативы Apple сосредоточиться на автомобильном бизнесе – начиная от широкого потребительского рынка и заканчивая благоприятным моментом для вхождения в индустрию в момент, когда бензиновые автомобили переживают кризис, а перспективы развития электрических и самоуправляемых автомобилей становятся все более явными.
Тем не менее, Милунович предупреждает, что не стоит забывать об осмотрительности. «Производство автомобилей – сложный процесс, и, занимаясь им, Apple может рассредоточить свой бренд», - считает аналитик.
Прибыль может быть незначительной по сравнению с той, которую компания получает сейчас в качестве основного дохода от продажи своих устройств. Длинный цикл изготовления продукта и жёсткие нормы очень сильно отличают автомобильный бизнес от обновляющейся каждый год сферы производства смартфонов. Усовершенствование аккумуляторных батарей происходит медленно и постепенно, поэтому 2019 год как дата старта продаж – весьма амбициозная цель, достижение которой может сопровождаться подводными камнями, на которые уже успели наткнуться разработчики Tesla.
С точки зрения инвестиционных перспектив, ожидание потенциального эффекта может занять годы. В то же время, вовлечение компании в автомобильный бизнес вовсе не гарантирует повышения стоимости ее акций.
С другой стороны, высокая рыночная стоимость таких автомобильных бизнесов, как Tesla и Uber, больше основана на потенциале получения прибыли через определенное количество лет, чем на текущих результатах. И всеобщее движение к этой цели открывает перспективы для Apple.
Хотя сейчас разработка автомобиля Apple находится на ранней стадии развития, перспективы для потенциальных инвесторов весьма интригующие, учитывая надежность iPhone как основного источника прибыли компании. О прибыли же от автомобилей Apple пока говорить рано – они окупят себя далеко не так быстро, как смартфоны. Впрочем, учитывая тенденции развития автомобильного рынка, нынешний шаг Apple может обеспечить будущее компании в долгосрочной перспективе.
По материалам Forbes.com