Стабильный доход

Какие компании приносят своим акционерам больше всего прибыли

Глобальный рынок капитала сильно изменился за последние 25 лет. Все эти годы The Boston Consulting Group (BCG) отслеживала происходящее на рынке. Начиная с 1999 года BCG ежегодно публикует ренкинг самых прибыльных компаний мира, основанный на показателях совокупной прибыли акционеров этих компаний. Исторические данные позволили аналитикам BCG вывести основные тенденции в работе самых прибыльных бизнесов. По мнению экспертов, высокие показатели демонстрируют не только компании, широко представленные на развивающихся рынках. Стабильную доходность показывают бизнесы, которые умело пользуются удачной рыночной конъюнктурой и защищаются от рисков с помощью инноваций. Зачастую приверженность новшествам означает отказ от прибыли в ближнесрочной перспективе, зато это дает стратегическое преимущество.

Тренды этого года

Ренкинг самых прибыльных компаний основан на анализе данных о совокупной прибыли акционеров за предыдущие пять лет. Это значит, что список этого года учитывает показатели 2018–2022 годов. За эти годы рыночные условия несколько раз кардинально менялись. Глобальный рынок капитала в среднем рос на 7% ежегодно. Это неплохой показатель, учитывая негативное влияние пандемии коронавируса и высокой инфляции, характерной для 2022 года. Тем не менее, отмечают аналитики, рост в 7% за последние пять лет гораздо ниже показателей, которые демонстрировал рынок капитала в начале и середине 2010-х. Например, глобальный индекс S&P1200 в период с 2011 по 2021 год ежегодно рос на 13%.

Составляя список самых прибыльных компаний 2023 года, аналитики BCG отметили еще несколько тенденций. Одна из основных – это укрепление позиций компаний из Азиатско-Тихоокеанского региона. Их показатели настолько высоки, что эти компании стали доминировать в списке: в топ-100 они занимают больше половины мест.

Замедление роста технологических компаний – еще один важный тренд. Бизнесы из таких сфер, как разработка программного обеспечения (ПО), производство компьютерного оборудования, медицинские технологии и финтех, приносят акционерам меньше прибыли, чем раньше. С другой стороны, компании из нефтегазовой сферы значительно улучшили свои показатели. Кроме них, уверенно себя чувствует крупные биофармацевтические и горнодобывающие корпорации. Сложнее пришлось бизнесам, которые существуют за счет потребительского спроса: туристическим компаниями, автоконцернам и производителям товаров потребления.

В ренкинге BCG по-прежнему много американских компаний, многие из которых заточены на инновации. Однако в целом список стал гораздо более разнообразным. Он включает в себя как технологические корпорации (Advanced Micro Devices, ASML, Apple, Tesla), так и биофармацевтические компании (Eli Lilly, Novo Nordinsk). Кроме того, в списке 2023 года представлены глобальные игроки из других сфер (Hermès, Petrobras, Vale, Al Rajhi Bank).

Изменения за четверть века

С момента публикации первого списка самых прибыльных компаний по версии BCG в 1999 году глобальный рынок капитала в среднем ежегодно рос на 9%. Росту не помешали четыре крупных кризиса: пузырь доткомов 2000–2001 годов, финансовый кризис 2008–2009 годов, пандемия коронавируса, понижение фондовой конъюнктуры 2022-го. В разрезе индустрий наиболее высокие показатели за последнюю четверть века продемонстрировали услуги в области здравоохранения, мода и предметы роскоши, финтех, разработка ПО, горнодобывающая и машиностроительная индустрии, а также ретейл.

Что касается регионального аспекта, самым быстрорастущим рынком за последние 25 лет стала Индия. В этой стране средняя ежегодная совокупная прибыль акционеров за указанный период составила 15%. У США и Австралии показатели скромнее: 7,6 и 8,7% соответственно. Великобритания и Германия отстают еще больше: там акционеры компаний из списка BCG в среднем получали лишь 5% прибыли ежегодно, начиная с 1999 года.

В топ-25 самых прибыльных за период с 1998 по 2023 год компаний можно выделить несколько категорий. Первая – это лидеры в области инноваций (Apple, Amazon, Infosys, Samsung, ASML, Adobe, Intuit, Qualcomm) и биофармацевтики (CSL, Gilead, Regeneron, Novo Nordisk). Вторая включает в себя компании, создавшие новые ниши и инновационные бизнес-модели. Это такие корпорации, как UnitedHealth Group (здравоохранение); Monster Beverage (производство напитков); Fast Retailing, Hermès, Dior (мода и предметы роскоши); O’Reilly Automotive, Couche-Tard, Tractor Supply (ретейл). Наконец, в третьей категории представлены бизнесы, чей рост был обусловлен активным продвижением на развивающихся рынках. Это, например, HDFC Bank и ICICI Bank (банкинг); Shanxi Xinghuacun Fen Wine Factory и Luzhou Laojiao (производство напитков); Vale и Reliance (горнодобывающая индустрия).

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте